Личность педагога Педагогические способности Профессионально важные качества личности Профессиограмма Педагогическая направленность Профессиональная педагогическая компетентность Компетентностный подход в образовании
Структура раздела Презентация «Личность педагога». Лекция на тему «Личность педагога». Тема для самостоятельного изучения: «Профессионально-педагогическая компетентность». Словарь терминов (глоссарий). Методика исследования профессионально- педагогической направленности личности (Н.В. Кузьмина).
Личность педагога - фактор формирования личности ученика Явления фасилитации и дидактогении. Значение имеют не изолированные качества личности, а их комплекс, целостная система.
Профессиональное развитие приводит к формированию основных компонентов личности педагога: педагогических способностей, профессионально важных качеств (ПВК или ПЗЛК), профессиональной направленности, профессиональной компетентности.
Главные свойства педагогических способностей педагогический такт, педагогическая наблюдательность (зоркость), любовь к детям, потребность в передаче знаний.
Ведущие педагогические способности По Л.И. Рувинскому: Коммуникативные; перцептивные; динамизм личности; эмоциональная устойчивость; оптимистическое прогнозирование; креативность. Организаторские, дидактические, перцептивные, коммуникативные, суггестивные, исследовательские, научно- познавательные (П.И. Подласый)
Профессионально значимые качества личности педагога гуманистическое мировоззрение, положительное отношение к педагогической деятельности, педагогические способности, профессионально-педагогические з., у., н.
Профессиограмма педагога – идеальная модель учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя (требования к его личности и профессиональной подготовке). Включает: - убежденность (ценностные ориентации, сознание долга и ответственности); - профессионально-педагогическую направленность; - познавательную направленность (научная эрудиция, интеллектуальная активность, самообразование). Сравнение имеющихся у педагога з., у., н. с идеальным образцом – профессиографический метод.
Профессионально-педагогическая направленность - это центральное свойство личности педагога, основа для развития профессионально значимых качеств личности, включающая: интерес к профессии учителя, педагогическое призвание (наличие склонности к педагогическому труду, осознание способности к педагогической деятельности).
Структура педагогической направленности личности (по Л.М. Митиной): направленность на учащегося (и других людей): забота, интерес, содействие развитию; направленность на себя: потребность в самосовершенствовании и самореализации; направленность на предметную сторону профессии педагога (содержание учебного предмета).
Гуманистическая направленность – принятие другого человека в качестве равной себе личности, как ценности. Условия становления: гуманизация отношений и гуманитаризация содержания образования; опора на творческую и исследовательскую деятельность студентов; ориентация студентов педагогического вуза на педагогическую культуру.
Педагогическая культура - это динамическая система педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения учителя (деонтология) Компоненты: педагогические позиции и личные качества; профессиональные знания и культура педагогического мышления; профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности; саморегуляция личности и культура профессионального поведения педагога.
Профессиональная педагогическая компетентность - это интегративная профессионально- личностная характеристика учителя. Позволяет: - эффективно ориентироваться в области обучения и воспитания, - эффективно решать педагогические задачи. Определяет степень педагогического мастерства, профессиональной пригодности и успешности.
Профессиональная компетентность педагога Сочетает: ключевую, базовую и специальную компетентности профессиональной деятельности.
Структура содержания педагогического образования Общекультурный блок (мировоззрение и общая образованность, профессиональное самоопределение). Психолого-педагогический блок (самосознание будущего учителя, творческая индивидуальность, способность к анализу, проектированию, реализации и рефлексии). Предметный блок (освоение логики развертывания содержания конкретного научного знания).
Компетентностный подход в образовании 1 этап ( гг.) Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (з., у., н., способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетенция и компетентность – понятия интегрированные, но: Компетенция проявляется ситуативно, существует как потенциал, достраиваясь до конкретного содержания и проявления в конкретной ситуации. Компетентность позволяет решать целый класс задач, является осознанной и переносимой, совершенствуется, интегрируясь с другими компетентностями, в отличие от знания существует в форме деятельности (реальной или умственной), а не информации о ней.
2 этап ( гг.) Категории используются: - в теории и практике обучения языку, - в управлении, менеджменте, - разрабатывается понятие «социальные компетенции/компетентности».
Структура профессиональной педагогической компетентности (Н.В. Кузьмина) Специальная и педагогическая - в области преподаваемой дисциплины. Методическая - в области способов передачи з., у. Социально-психологическая - в области процессов общения. Дифференциально-психологическая - в области мотивов, способностей учащихся. Аутопсихологическая - в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности.
3 этап (90-е гг. ХХ в.) – исследования профессиональной педагогической компетентности По А.К. Марковой: профессиональные психологические и педагогические знания; профессиональные педагогические умения; профессиональные психологические позиции, установки учителя; личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.
2001 – «Стратегия модернизации содержания общего образования» - основные положения компетентностного подхода в образовании Ключевые образовательные компетенции Ценностно-смысловые. Учебно-познавательные. Информационные. Коммуникативные. Социально-трудовые. Личностного самосовершенствования
Содержание профессиональной педагогической компетентности «Формула компетентности» (М.П. Чошанов): мобильные знания (знания, которые способны не только воспроизводиться, но и совершенствоваться, применяться для решения практических педагогических задач); гибкий метод (позволяющий применять знания в новых, нестандартных ситуациях); критичность мышления (способность анализировать ситуацию, расчленять ее на составляющие: условия, причины и т.д., находить оптимальные пути разрешения ситуации).
Мотивация совершенствования педагогической компетентности - отношение к самосовершенствованию в профессиональной сфере (степень стремления личности к самосовершенствованию в профессиональной деятельности); - отношение личности к своей профессиональной деятельности (степень удовлетворенности профессией); - отношение к себе как к личности
Таким образом, процесс профессионального становления приводит к формированию основных компонентов личности педагога – педагогических способностей, профессионально важных качеств, профессиональной направленности, профессиональной компетентности.
Спасибо за внимание… И всё это надо выучить!
1. Метод изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога з, у., н. с представленными в идеальном образце, называется … А). социометрическим; Б). профессиографическим; В). эмпирическим. 2. … - это документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя, основанная на требованиях к его личности и профессиональной подготовке. 3. Соотнесите понятия из левой и правой колонок: 1). Эмпатия. А). Самоанализ. 2). Перцепция. Б). Сопереживание. 3). Рефлексия. В). Понимание личные возможности должностного лица, его квалификация (знания и опыт), позволяющие ему принимать участие в разработке решений или решать самому вопросы благодаря наличию у него определенных знаний и навыков. А). Авторитет. Б). Компетентность. В). Стаж работы. 5. В перцептивные умения учителя входит умение… А). учить детей; Б). понимать людей; В). организовывать.