Республиканский конкурс « Учитель года » Конкурсное задание: « Методический семинар » Салчак Мариета Малчыновна МБОУ Хадынская СОШ учитель химии и биологии.
Формирование положительной мотивации путем дифференцированного подхода в изучении химии и биологии Формирование положительной мотивации путем дифференцированного подхода в изучении химии и биологии
Цель: Преодоление, сглаживание противоречия между усредненным подходом ко всем учащимся и индивидуальностью каждого ребенка
ОБУЧЕННОСТЬ ОБУЧАЕМОСТЬ это определенный итог предыдущего обучения, т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения знаний, навыков и умений, качества знаний и навыков (например, осознанность, обобщенность), способы и приемы их приобретения. восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и способов их добывания, готовность к переходу на новые уровни умственного развития (А.К. Макарова), как ансамбль интеллектуальных свойств человека, от которого при всех прочих равных условиях зависит успешность обучения (З.И. Калмыкова).
Обученность является характеристикой актуального развития, т.е. того, чем уже располагает ученик Обучаемость характеристика его потенциального развития. Понятие «обучаемость» близко к понятию «зона ближайшего развития» (Л.С. Выготский)
Важными показателями высокого уровня обучаемости являются формирование универсальных учебный действий (УУД)
Степени самостоятельности учащихся Характеру помощи учащимся Форме учебных действий. Используя разные способы организации деятельности детей и единые задания, учитель дифференцирует их по:
Репродуктивные задания. К таким заданиям относятся, например, ответ на вопросы хорошо изученных тем. От учащихся требуется при этом воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений Продуктивные задания. Упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, решение задач по теме, составление схем, текстов и т.д.) создавать свой продукт. В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности
Например, после изучения свойств кислорода закрепление знаний провожу по вопросам нарастающей трудности: Что можно сказать о кислороде, зная его химическую формулу? Как получают кислород в лаборатории и промышленности? Напишите уравнения соответствующих реакций. В трех одинаковых по весу цилиндрах, закрытых притертыми пробками находятся газы: кислород, воздух, углекислый газ. Перечислите способы, при помощи которых можно определить какой из цилиндров наполнен кислородом.
Задание по биологии: Даны элементы цепи питания в неправильном порядке: « травянистая растительность », « орел », « жаба », « уж », « саранча », « микроорганизмы ». Задание для 1-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей Задание для 2-й группы. Восстановить порядок в цепи питания, с указанием всех трофических связей, а так же определить консументы различных порядков, продуценты, редуценты. Задание для 3-й группы. Выполнить задание для 2-й группы. Придумать свои несколько вариантов.
Дифференциро ванные задания по уровню трудности. Увеличение объема изучаемого материала Использование обратного задания вместо прямого Выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию Усложнение материала
Усложнение материала (химия – для 1-й группы при решении задач на нахождение массовой доли элемента в веществе предложить только найти массовую долю элемента, а для 2,3-ей групп эта же задача, но найти содержание одного и того же элемента в нескольких веществах и распределить формулы веществ в порядке возрастания содержания в нем искомого элемента; биология – в задании для 1-й, 2-й групп используются задачи на моногибридное скрещивание, а для 3-й группы на дигибридное, и перекомбинацию генетического материала ) Увеличение объема изучаемого материала (увеличение количества пунктов заданий, самостоятельная работа по углубленному изучению) Выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (химия – сравнить строение молекул предельных и непредельных углеводородов; биология – сравнить строение сердца рыб и птиц) Использование обратного задания вместо прямого (химия – по строению вещества предсказать его химические свойства, и наоборот; биология – по изменяемому воздействию определить фактор, и наоборот).
Основное задание: Опишите строение цветка клевера, ромашки, яблони. Дополнительное задание: Подумайте, какие виды насекомых приспособлены к опылению этих цветков, в чем это выражается? Дифференцированные задания по объему учебного материала
Дифференцированные задания по степени самостоятельности учащихся При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.
Наиболее распространенные виды помощи Вспомогательные задания, наводящие вопросы Подсказки (план выполнения задания, разъяснение отдельных моментов, справочные материалы)
Пример фрагмента урока в рамках дифференцированного обучения по теме: « Окислительно – восстановительные реакции » После проверки домашнего задания и объяснения нового материала для закрепления предложить следующие варианты заданий: 1-й группе: поставить степени окисления элементов в следующих реакциях и уравнять их методом электронного баланса: FeCl 3 + KI = I 2 + FeCl 2 + KCl P+O 2 =P 2 O 5 Назвать все указанные соединения. 2-й группе: определить тип данных реакций (ОВР/ не ОВР), ОВР уравнять методом электронного баланса: FeCl 3 + KI = I 2 + FeCl 2 + KCl HCl+Ba(OH) 2 =BaCl 2 +H 2 O Назвать все указанные соединения. 3-й группе: написать продукты реакции и уравнять их методом электронного баланса: P+O 2 =Zn+H 2 SO 4 = Назвать все указанные соединения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Дорофеев Г.В. и др. Дифференциация в обучении биологии.// Биология в школе. М, Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребёнка. // Вопросы психологии ,4 3. Калягин Ю.М. и др. Профильная дифференциация обучения биологии. // Биология в школе Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. М., «Академия», Клевченя М.С Психологические проблемы дифференцированного обучения // Актуальные проблемы дифференцированного обучения. Мн., «Народная асвета», Кон И.С. Социология личности. М., Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблема дифференциации обучения в средней школе. М., Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М.: Просвещение, Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: история и современность. Мн., Перевозный А.В. Педагогические основы дифференциации современного образования. Мн., Академия последипломного образования, Покровская С.Е. Дифференциация обучение учащихся в средних общеобразовательных школах. Мн., «Беларуская наука», Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., Учебно-методический журнал «Химия» г. И.Д. Первое сентября
Спасибо за внимание!