Мировая художественная культура Подготовила Чечулина Валентина Трофимовна, учитель МХК
Древний период (Яншао, неолит) V – III тыс.до н.э. период Шан-Инь (XVI – XI вв. до н.э.); период Чжоу (XI – V вв. до н.э.) и Чжаньго (V – III вв. до н.э.); периоды Цинь и Хань (с III в. до н.э. по III в. н.э.); Северный Вэй (IV – VI века); Тан и Сун (VII – X вв., X – XIII вв.); Юань (XIII – XIV вв.); Мин и Цин (XIV – XIX вв.).
Сосуд Яншао. IV тыс. до н.э. Керамика. Высота 47 см, диаметр 32,7 см, основание 19,5 см Национальный музей истории Китая, Пекин Сосуд Яншао. III тыс. до н.э. Керамика. Высота 38,1 см, диаметр 40,7 см Музей искусства Кимбел, Форт Уорт
Чтобы душа предка ни в чём не нуждалась, в могилу клали различные ремесленные изделия – оружие, бронзовые сосуды, резные камни, драгоценности. Ритуальный бронзовый сосуд. XVXI вв. до н.э. Бронза, литье.
Ритуальный бронзовый сосуд выполнен в форме двух баранов, поддерживающих вазу. Бараны со свободно закручивающимися рогами выглядят намного более реалистично, чем изображения мифологических чудовищ и зооморфные маски (Тао Тие), украшающие большинство древних китайских сосудов. Вероятно, рога были отлиты отдельно, а затем были вставлены в форму для остальной части сосуда. Однако и на этом сосуде есть изображение Тао Тие оно находится под носиком емкости. Ритуальный бронзовый сосуд. XIIIXII вв. до н.э. Бронза, литье. Высота 43,2 см Британский музей, Лондон
Вместе с пьедесталом эта бронзовая фигура в высоту достигает 262 см. Прежде чем положить в погребение, фигуру намеренно разбили. Хотя декоративные элементы одежды персонажа близки Шан- Иньским образцам, сама фигура уникальна для китайской скульптуры. Тело заметно вытянуто, непропорционально укрупненные руки подняты; они, несомненно, держали какой-то предмет, возможно, слоновий бивень. Фигура была захоронена вместе с пятьюдесятью бронзовыми головами и двадцатью бронзовыми масками, все с такими же искаженными чертами. Бронзовая фигура на пьедестале. XIIIXII вв. до н.э.
Фигурки, подобные этой, в провинциях Хунань и Хубэй клали в захоронения в качестве охранителей. Следует помнить, что древнекитайские шаманы, осуществлявшие контакты с духами, носили на голове рога. Резные деревянные фигурки с рогами, вероятно, символизировали самих шаманов или их силу. Рога у этой фигурки сделаны из сухого лакового дерева. Деревянный человечек далеко высунул свой длинный язык. Значение этого жеста не вполне ясно. Фигурка охранителя. IV в. до н.э. Дерево. Высота 43,7 см
Конфуцианство: основатель учения Конфуций считал вечным установленный Небом порядок отношений в семье и обществе. Между государем и подданными, между отцом и сыном. Разработал целую систему правил и норм поведения человека-Ритуал, согласно которому надо почитать предков, уважать старших, стремиться к внутреннему совершенству. Даосизм: основатель Лао Цзы считал, что поведение человека должно направляться естественными законами Вселенной, нарушать которые нельзя иначе в мире нарушится гармония. Равновесие возможно благодаря взаимодействию мужского и женского начал - ян и инь.
Длина стены составляет почти 3000 км при высоте в 10 м и ширине в 8 м
В 1974 г. на расстоянии полутора километров от гробницы императора Цинь Ши-Хуанди археологи обнаружили одиннадцать глубоких подземных тоннелей, выложенных керамической плиткой. Расположенные параллельно друг другу, тоннели служили пристанищем гигантскому глиняному войску, охранявшему покой своего повелителя. Войско, разделенное на несколько шеренг, выстроено в боевом порядке. В первой яме были найдены колесницы и шесть тысяч солдат, одетых в боевую форму. Во второй яме оказались тысяча четыреста кавалеристов, пехота и боевая конница, а также девяносто деревянных колесниц. В третьей яме было всего около семидесяти фигур. Четвертая яма, гораздо более мелкая, оказалась пустой. Возможно, она была задумана как поле сражения. Воины терракотовой армии выполнены в натуральную величину и раскрашены; каждый персонаж обладает сугубо индивидуальными чертами.
Колоссальная статуя Будды из пещеры 20 в Юньгане. Конец V в. Известняк. Высота 14 м Северный Вэй (4-6 века)
Особое место в искусстве Китая занимает скальный храм Могао, пещеры которого вырублены в отвесной скале в 25 км от города Дуньхуан в провинции Ганьсу. Храм начал строиться в 366 г., и к концу периода Тан насчитывал уже около тысячи пещер, из которых к настоящему времени сохранилось около половины. Росписи выполнены клеевыми красками по сухому грунту и представляют самые разные жанры изобразительного искусства. Большая их часть посвящена Будде, его проповедям и джатакам, а также бодхисаттвам, апсарам (небесным ангелам) и другим персонажам буддийской религии. В Могао находим также большое количество жанровых зарисовок бытовые сцены, сцены охоты, рыболовства, сельскохозяйственных работ, а также пейзажи. Настенная роспись пещеры в Могао
Ли Ди. Цветы и птицы. XII в. Ли Сысюнь. Пейзаж. VIIVIII вв.
Утки, скала и мейхуа Ученые, беседующие под цветущим сливовым деревом. XIII в.
В XIII в. Сунская империя прекратила свое существование. Страна, завоеванная монголами, почти на девяносто лет оказалась во власти чужеземной династии Юань. Существенный удар был нанесен по хозяйственной жизни и культуре Китая. Сгорели дворцы, были разграблены ценности. В этот тяжелый период крупнейшие китайские художники бежали на юг, нашли пристанище в далеких провинциях. Их картины полны печали. Самым лиричным и тонким живописцем этого времени был Ни Цзан. Его немногословные, исполненные печали монохромные пейзажи, написанные на белоснежной мягкой бумаге, изображают одинокие деревья, маленькие островки, затерянные в водных просторах. Овеянные тоской по прошлому, они передают тонкие оттенки настроения. Ни Цзан. Хижина мудреца осенней порой. XIV в.
Тяньтань (Храм Неба)
Чоу Ин. Весеннее утро в ханьском дворце. Около Фрагмент Шэнь Чжоу. Любование осенней луной. Конец XV в.
Чжоу Да. Лотос. Около 1665 Тан Инь. Пейзаж, написанный в сороковой день рождения. 1523
Чаша на ножке Фарфор, подглазурная роспись. Высота 8,9 см, диаметр 10,2 см Коллекция Джона Рокфеллера Чаша. XII в. Керамика, цветная глазурь. Высота 4,4 см, диаметр 8,6 см Бутыль. XII в. Керамика, подглазурная роспись. Высота 31,8 см, диаметр 21,6 см