В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается мысль о взаимозависимости человека и природы. В лирике М. Ю. Лермонтова многообразно раскрывается мысль о взаимозависимости человека и природы. Для лирики поэта характерен жанр пейзажной миниатюры, а пейзаж переходит в философскую медитацию. Образы природы часто аллегоричны и символичны, в них раскрывается мир лирического героя. Для лирики поэта характерен жанр пейзажной миниатюры, а пейзаж переходит в философскую медитацию. Образы природы часто аллегоричны и символичны, в них раскрывается мир лирического героя. Покой и гармония, разлитые в природе, противопоставлены тоске и тревоге лирического героя. Истоки этого внутреннего конфликта - трагическое осмысление человеком конечности своего бытия, протекающего во времени. Покой и гармония, разлитые в природе, противопоставлены тоске и тревоге лирического героя. Истоки этого внутреннего конфликта - трагическое осмысление человеком конечности своего бытия, протекающего во времени. Важен также вопрос о соотношении природы и культуры в человеке: человек живет и в природе, и в культуре, лермонтовский герой мучительно пытается обрести гармонию этих двух начал. Важен также вопрос о соотношении природы и культуры в человеке: человек живет и в природе, и в культуре, лермонтовский герой мучительно пытается обрести гармонию этих двух начал.
Перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений Перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаённая боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утёса, от которого умчалась «тучка золотая», одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от «ветки родимой» и нигде не находящего приюта. М. Ю. Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического героя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство мучительного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаённая боль поэта. В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утёса, от которого умчалась «тучка золотая», одинокого паруса, одинокого дубового листка, оторвавшегося от «ветки родимой» и нигде не находящего приюта.
Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова - о роли природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа», когда «волнуется желтеющая нива», кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, свежий лес шумит при звуке ветерка. Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова - о роли природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...» лирический герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа», когда «волнуется желтеющая нива», кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, свежий лес шумит при звуке ветерка.
Для создания картины идеальной красоты поэт использует цветовые эпитеты в первых двух строфах, а в третьей - они «дематериализованы». Поэт использует здесь эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Для создания картины идеальной красоты поэт использует цветовые эпитеты в первых двух строфах, а в третьей - они «дематериализованы». Поэт использует здесь эмоциональные эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край.
Три строфы объединены анафорой «Когда…», но в стихотворении говорится о разных временах года: «желтеющая нива», «малиновая слива» - осень, «ландыш серебристый» - весна, «зелёный листок» - скорее начало лета. То есть ощущение жизни, Три строфы объединены анафорой «Когда…», но в стихотворении говорится о разных временах года: «желтеющая нива», «малиновая слива» - осень, «ландыш серебристый» - весна, «зелёный листок» - скорее начало лета. То есть ощущение жизни, описываемое Лермонтовым, приходит к нему независимо от времени, но художественное сообщение о нём подготавливается постепенно, как мы уже говорили, начинается одушевление неодушевлённого – это олицетворение. описываемое Лермонтовым, приходит к нему независимо от времени, но художественное сообщение о нём подготавливается постепенно, как мы уже говорили, начинается одушевление неодушевлённого – это олицетворение.
Использование традиционного термина «олицетворение» по отношению к образам природы у Лермонтова не вполне передает характер отношения поэта к ним. Нива, лес, ландыш, ключ не просто сравниваются с живыми и разумными существами, они предстают в определенный момент для поэта такими на самом деле. Но их жизнь и разум - это жизнь и разум высшей Божественной реальности, обращенной к человеку множеством своих ликов. Использование традиционного термина «олицетворение» по отношению к образам природы у Лермонтова не вполне передает характер отношения поэта к ним. Нива, лес, ландыш, ключ не просто сравниваются с живыми и разумными существами, они предстают в определенный момент для поэта такими на самом деле. Но их жизнь и разум - это жизнь и разум высшей Божественной реальности, обращенной к человеку множеством своих ликов.
Ощущение одиночества, отъединенности от мироздания и связанная с этим тревога преодолеваются не через усилия самого поэта, а через исполненное любви к нему обращение природы. Внешнее становится внутренним, и изнутри идет ответная реакция, порожденная внезапно возникшим ощущением счастья и высшей гармонии: «Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе, / И счастье я могу постигнуть на земле, / и в небесах я вижу Бога». Ощущение одиночества, отъединенности от мироздания и связанная с этим тревога преодолеваются не через усилия самого поэта, а через исполненное любви к нему обращение природы. Внешнее становится внутренним, и изнутри идет ответная реакция, порожденная внезапно возникшим ощущением счастья и высшей гармонии: «Тогда смиряется души моей тревога, / Тогда расходятся морщины на челе, / И счастье я могу постигнуть на земле, / и в небесах я вижу Бога». «Счастье на земле» и чувство близости к Богу оказываются тесно связанными. Счастье - это ощущение себя частью целого, причастности к гармонии мироздания. Для Лермонтова Бог личное существо, и познание его возможно не умозрительно, но через ощущение живого диалога, контакта, которое возникает у поэта в лучшие минуты его жизни под воздействием одушевленной и животворящей природы. «Счастье на земле» и чувство близости к Богу оказываются тесно связанными. Счастье - это ощущение себя частью целого, причастности к гармонии мироздания. Для Лермонтова Бог личное существо, и познание его возможно не умозрительно, но через ощущение живого диалога, контакта, которое возникает у поэта в лучшие минуты его жизни под воздействием одушевленной и животворящей природы.