Познание
Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире Познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
Процесс познания Субъект познания Объект познания Познающий человек, коллектив Все общество Весь окружающий мир Познавае мой предмет Результат: знание
Философы о возможностях познания мира… Агностики: Скептики: Оптимисты: познание не дает достоверных сведений Выражают сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер Мир познаваем, достоверные знания о мире получить возможно
Виды познания Обыденное Социальное Мифологическое Художественное Религиозное Научное Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
Уровни (стороны познания) Чувственное познание Осуществляется органами чувств Формы: ощущение, восприятие, представление Рациональное познание Посредством мышления, присуще только человеку Формы: понятие, суждение, умозаключение (вывод)
Формы чувственного познания Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, явления, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств Восприятие – чувственный образ целостной картины предмета, явления, процесса, непосредственно воздействующих на органы чувств Представление - чувственно-наглядный образ предмета, явления, сохраняемой и воспроизводимой в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств
Формы рационального познания Понятие – мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении Умозаключение – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения (индуктивное – умозаключение от частного к общему, дедуктивное – умозаключение от общего к частному, получаемое по аналогии)
Точки зрения на место чувственного и рационального познания Эмпиризм Единственный источник наших знаний – чувственный опыт Рационализм Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства Противопоставлять чувственное и рациональное в познании нельзя, это две ступени познания. Они проявляются как единый процесс. Различие между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания. Вне чувственного представления у человека нет реального знания, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Особенности чувственного и рационального познания Чувственное познание Рациональное познание Непосредственность, выражается в прямом воспроизведении объекта Опора на результаты чувственного познания Наглядность и предметность, возникающие в результате познания образов Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений
Интуиция… Своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании Вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства Признаки интуиции: внезапность, неполная осознанность, непосредственный характер возникновения знаний Виды: интеллектуальная (связана с умственной деятельностью) и мистическая (связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека)
В интуиции ясно осознается лишь результат, а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т.е. находятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной
Эмоции и чувства в процессе познания Эмоции – это аффективная форма проявления моральных чувств Чувства - это эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (чувства любви, ненависти и др.) Мотивационная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания
Заблуждение и ложь как результат познания Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня к рациональному, некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации Ложь – сознательное искажение образа объекта
Истина и ее критерии Истина – это: 1)Соответствие знаний действительности 2)То, что подтверждено опытом 3)Некое соглашение 4)Свойство само согласованности знаний 5)Полезность полученного знания для практики ИСТИНА – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним
Аспекты истины Объективная истина – содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества Абсолютная истина – исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке, обществе, знания, которые никогда не могут быть опровергнуты Относительная истина – неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обуславливает способы получения этого знания, зависящее от определенных условий, места и времени их получения
Критерии истины –то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения Соответствие законам логики и ранее открытым законам науки Соответствие фундаментальным законам Простота и экономичность формы Практика – целостная система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности. Формы практики: научный эксперимент, социальное действие (революция, реформа), материальное производство, преобразование природы
Функции практики в процессе познания Источник знания: практическими потребностями были вызваны к жизни науки Основа познания: человек преобразует мир, благодаря чему происходит его познание Цель познания Критерий истины: пока какое-либо положение не будет проверено на опыте, оно останется лишь гипотезой.