Здоровьесберегающие технологии на уроках.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Основные «школьные» факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся. Активно обсуждаемые и изучаемые : 1. Стрессовая педагогическая тактика, авторитарный стиль преподавания ; 2. Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников ; 3. Несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса ; 4. Недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей ; 5. Провалы в существующей системе физического воспитания, недостаток двигательной активности учащихся ; 6. Перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса ; 7. Частичное разрушение служб школьного медицинского контроля ; 8. Отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. 9. Несовершенство учебных программ и технологий ; 10. Отсутствие индивидуального подхода к учащимся ; 11. Использование преимущественно обучающих технологий, в ущерб воспитательным ; 12. Неправильное питание учащихся ; 13. Недостаточное финансирование школы.
Недостаточно обсуждаемые и изучаемые: 1. Дидактогенная организация образовательного процесса; 2. Недостаточная психологическая культура учебно- воспитательного процесса; 3. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья, здоровьесберегающих технологий; 4. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья; 5. Слабое использование технологий, дающих учащимся опыт «успеха» и «радости», необходимый для поддержания психологического здоровья и эффективной социально- психологической адаптации в самостоятельной жизни; 6. Неблагополучное состояние здоровья учителей; 7. Недостаточное развитие у учителей личностных качеств, необходимых для реализации здоровьесберегающих технологий (толерантности, доброжелательности, чувства юмора и др.).
Десять великих секретов здоровьесберегающей технологии: 1. Секрет доброты состоит в том, что без этой фундаментальной основы всего созидаемого на Земле результаты действий не принесут пользы ни тому, кто что-то делает, ни тому для кого что-то делается; 2. Секрет успешности (в делах и в жизни вообще) состоит в стремлении и готовности дарить радость себе и другим; 3. Секрет эффективности усилий по созданию здоровьесберегающего пространства - в профессионализме всех работающих в школе педагогов; 4. Секрет результативности здоровьесберегающих технологий; 5. Секрет соответствия создаваемого задуманному состоит в объективном отслеживании получаемых результатов.
Десять великих секретов здоровьесберегающей технологии: 6. Секрет технологичности; 7. Секрет надежности получаемых результатов; 8. Секрет перспективности преобразований; 9. Секрет заинтересованности участников в проводимой работе; 10. Секрет истинности состоит в интуитивном ощущении непротиворечивости того, что делается, соответствии результатов глобальным законам природы и мироздания, одухотворенном воплощении их на благо людей.
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова. «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова. Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. Это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, - это: Здоровьесберегающая технология, по мнению В. Д. Сонькина, - это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим. организованный двигательный режим.
Принципы здоровьесбережения. «Не навреди!»; «Не навреди!»; Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося; Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося; Непрерывность и преемственность; Непрерывность и преемственность; Субъект - субъектные взаимоотношения; Субъект - субъектные взаимоотношения; Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся; Комплексный, междисциплинарный подход Успех порождает успех; Комплексный, междисциплинарный подход Успех порождает успех; Активность; Активность; Ответственность за свое здоровье. Ответственность за свое здоровье.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников Правило 1. Правильная организация урока Правило 1. Правильная организация урока Правило 2. Использование каналов восприятия Правило 2. Использование каналов восприятия Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
Для выполнения этих правил могут применяться следующие компоненты: 1. создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; 1. создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; 2. использование проблемных творческих заданий; 2. использование проблемных творческих заданий; 3. стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; 3. стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий; 4. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); 4. применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); 5. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены 5. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что нет, в чем были ошибки, как они были исправлены