1 Специальная педагогика и учитель общеобразовательной школы Городской Центр развития образования Первушина Л.Н., методист Ярославль 2007 год
2 Введение Международные правовые акты и российский Закон об образовании гарантируют каждому право на образование. Система специального образования обеспечивает обычному учителю «достойный» выход из ситуации, когда он не в состоянии справиться с проблемой обучения.
3 Темы для обсуждения: Термины специальной педагогики. Статистика специальной педагогики. Основы специальной педагогики. Принципы специального образования. Методы специального образования и воспитания. Средства обеспечения коррекционно- образовательного процесса. Школьная система специального образования. Характеристика детей с ЗПР. Урок в классе СКК Личность педагога системы специального образования.
4 Тема первая: Термины специальной педагогики Специальная педагогика – теория и практика специального образования для лиц с отклонениями в развитии. Дети с отклонениями в развитии имеют особые образовательные потребности. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются в помощи, но не коррекции! Специальные образовательные условия: специальные образовательные учреждения и классы.
5 Тема вторая: Статистика специальной педагогики 40% детей испытывают образовательные затруднения. 20% имеют нарушение интеллекта. У 20% нарушена речь. У 20 % - комплексные нарушения. 1,7 млн. детей в России (почти 5 %) имеют ограниченные возможности. 55% из этого числа – лица мужского пола. Около 15 млн. человек в России имеют ограниченные возможности, т.е. каждый 10-ый!
6 Тема третья: Основы специальной педагогики Лечить нужно не болезнь, а больного! (врачебный постулат) Специальная педагогика призвана развить, закрепить и усилить эффект, достигнутый с помощью медицины. Основная задача специальной педагогики – научить ребенка жить с тем недостатком, который нельзя преодолеть медицинским путем.
7 Тема четвертая : Принципы специального образования. Принцип педагогического оптимизма Принцип ранней педагогической помощи Принцип социально-адаптирующей направленности образования Принцип деятельностного подхода Принцип дифференцированного и индивидуального подхода Принцип необходимости специального педагогического руководства
8 Тема пятая : Методы специального образования и воспитания: Словесно-информационные (беседа, работа с учебником, экскурсии, встречи, личный пример из жизни педагога) Наглядные (демонстрация, наблюдение, изучение) Практические (упражнение, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность) Побудительно-оценочные (требование, поощрение, осуждение, порицание, наказание)
9 Тема шестая : Средства обеспечения коррекционно- образовательного процесса Изобразительные средства Ручной труд Художественно-речевая деятельность Театрализовано-игровая деятельность Наглядность (изобразительный, предметный, словесный материал) Технические средства обучения
10 Тема седьмая: Школьная система специального образования Специальные образовательные стандарты (журнал Дефектология, 3/1993г) В нормативно- правовых и официальных документах эти школы и классы называются по видовому номеру: - I вида – для глухих детей - II вида – для слабослышащих - III вида – для незрячих - IV вида – для слабовидящих - V вида – для детей с нарушениями речи - VI вида – с нарушениями опорно-двигательного аппарата - VII вида – с задержкой психического развития - VIII вида – для детей с умственной отсталостью Переход в класс СКК – с согласия родителей; классы – до 12 человек,
11 Тема восьмая: Характеристика детей с ЗПР В понятие ЗПР входит незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности, недостаточное развитие внимания, восприятия, памяти, повышенная импульсивность и низкая продуктивность деятельности, несформированность способов самоконтроля и планирования По данным специалистов, количество школьников с ЗПР составляет 25% от детской популяции (т.е. каждый 4-й)
12 Тема девятая : Урок в классе СКК ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке учащиеся СКК ЖДАТЬ НЕ УМЕЮТ солидная подготовительная работа к восприятию нового материала каждая порция нового материала требует немедленного его закрепления широкое использование групповых форм работы дополнительные организационные формы: смотр, конкурс, викторина, олимпиада, тематические вечера Одной из основных проблем на уроке в классе СКК является быстрая потеря внимания
13 Тема девятая : Урок в классе СКК С появлением первых признаков утомления (возбуждение, повышение двигательной активности) – организуйте физкультпаузу: Разминка «Здравствуйте» «Отдых для глаз» « Кольцо» (отдых для рук) «Любопытный» (отдых для мышц шеи) «Ухо-нос» (снятие напряжения) «Тишина» (развитие умения слушать) «Показываем песенку», «Съедобное - несъедобное» (развитие внимания) «Сиамские близнецы» (навыки взаимодействия со сверстниками) Вдох! Выдох! (настрой на работу)
14 Тема десятая: Личность педагога системы специального образования. «Чем ниже уровень психического развития ребенка, тем выше должен быть уровень образования педагога» (П.Шуман) Педагог системы специального образования - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, веселый, уверенный в успешном результате своей деятельности, доброжелательный и тактичный. Важнейшие черты профессионального характера такого педагога – доброта и терпение.
15 Литература: Специальная педагогика, Москва, Академия, 2005 Иностранные языки в школе, 1/2007 Дефектология, журнал, 3/1993