МИР ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2 Два источника развития Византийской культуры Византийская культура Античная культура Христианская религия
3 Особенности и темы византийской культуры Одна из главных особенностей византийской культуры – это понятие «канон» – правила раскрытия художественных образов в соответствии с требованиями христианства. Одна из главных особенностей византийской культуры – это понятие «канон» – правила раскрытия художественных образов в соответствии с требованиями христианства. Идея римского имперского величия в Византийской империи парадоксально соединялась с требованиями христианской праведности и смирения. Идея римского имперского величия в Византийской империи парадоксально соединялась с требованиями христианской праведности и смирения. Для всех произведений характерно обилие символов Для всех произведений характерно обилие символов
4 Архитектура Византии Византийские храмы отличались величественной архитектурой и великолепием отделки внутри
5 Архитектура Византии Храм св. Софии
6 Храм св. Софии Непревзойденным шедевром византийского творчества стал храм св. Софии Непревзойденным шедевром византийского творчества стал храм св. Софии Этот храм со времени Юстиниана стал гордостью Константинополя Этот храм со времени Юстиниана стал гордостью Константинополя Под руководством зодчих Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до человек каменщиков, плотников и других работников Под руководством зодчих Анфимия и Исидора на постройках ежедневно были заняты до человек каменщиков, плотников и других работников Этот храм парил над городом, как корабль, над волнами моря Этот храм парил над городом, как корабль, над волнами моря
7 Архитектура Византии Внутреннее убранство и мозаика центрального нефа церкви Сант Аполлинаре Нуово Равенна Италия VI в
8 Архитектура Византии Центральный неф церкви Сант Аполлинаре Нуово Равенна Италия VI в Пол в храме выложен плиткой
9 Архитектура Византии Церковь св. Виталия в Равенне Восприятие храма как символа всего Божьего мира Одним из таких храмов была ровенская церковь Сан-Витале
Типы византийских зданий 10 Крестово- купольное здание. Вертикальная проекция. Крестово- купольное здание. Горизонтальная проекция. Здание типа «базилика». Горизонтальная проекция.
11 Мозаика с изображением императора Юстиниана и императрицы Феодоры
12 Византийские мозаики Цвет воспринимался византийцами как материализованный свет, но в духовном, иррациональном смысле Ярче всего должна сиять Божественная сущность В византийской живописи никогда не изображается источник света он в ней самой
13 Византийские мозаики Византийские мозаики пронизаны внутренним духовным светом, они светоносны Византийские мозаики пронизаны внутренним духовным светом, они светоносны Золотой фон означает Божественность; пурпур символ духовного озарения, Софии Премудрости божией, а также знак божественного императорского достоинства Золотой фон означает Божественность; пурпур символ духовного озарения, Софии Премудрости божией, а также знак божественного императорского достоинства
14 Византийские мозаики Богоматерь в знак особого почитания изображали в пурпурных одеждах Богоматерь в знак особого почитания изображали в пурпурных одеждах Белый цвет - символ чистоты и святости, в белом изображаются души праведников Белый цвет - символ чистоты и святости, в белом изображаются души праведников Синий и голубой символы небесного, потустороннего мира Синий и голубой символы небесного, потустороннего мира
15 Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век Приношение даров Константином и Юстинианом Мозаика в южном вестибюле Святой Софии Константинополь 11 век
16 Мозаики Святой Софии Константинополь 11 век Приношение даров императором Константином IX Мономахом и императрицей Зоей
17 Византийские мозаики
18 Византийские мозаики Theodora with courtiers Detail S. Vitale, Ravenna Theodora with courtiers Detail S. Vitale, Ravenna
19 Византийские мозаики S. Vitale, Ravenna Apse mosaic Detail S. Vitale, Ravenna Apse mosaic Detail
20 Мозаики храма Аполлинария Нуово в Равенне Изображения на византийских мозаиках и иконах отличаются статичностью, фронтальностью, иератичностъю, созерцательностью В них нет динамики, живой пластики, ракурсов, пространственной глубины и натуралистических деталей
21 Иконы Для христианина иконы служат окном в небесный мир, помогают возводить ум «через телесное созерцание к созерцанию духовному» (Псевдо-Дионисий) (Псевдо-Дионисий) Григорий Чудотворец Икона второй половины XII в.
22 Иконы "Св. Марина" из Византийского музея в Афинах, исполненной, вероятно, в конце XIV в. Согласно византийской иконографии, св. Марина всегда облачена в красный плащ Красный цвет обладает многими символическими смыслами Это "пылающий огонь, заключающий в себе Божественные энергии" (Дионисий Ареопагит), которые дают жизнь творению Это цвет мученичества, указание на кровь Христа, пролитую во имя спасения человечества Это символ Божественной любви, "пламя горения любви, согревающее сердца... чтобы страх перевоплотился в любовь" (Григорий Великий) Это символ Спасения, ибо в Ветхом Завете кровью агнца евреи помечали двери своих домов во время египетских казней
23 Мировое значение византийской культуры Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры, имеет особое значение для культуры Руси Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры, имеет особое значение для культуры Руси Византийцы впервые отрыли для искусства духовный мир человека. Византийцы впервые отрыли для искусства духовный мир человека. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской цивилизации Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской цивилизации Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи
Домашнее задание § 7, вопросы и задания после параграфа. § 7, вопросы и задания после параграфа. 24