Комплексный анализ текста Урок русского языка в 6 классе Учитель: Плясунова И.А. МБОУ «Гимназия 1 г. Рузы »
Цели: формирование навыков анализа текста; развитие орфографической зоркости учащихся; повторение различных видов разбора; развитие мотивации учащихся при обучении русскому языку; подготовка учащихся 2 ступени к итоговой аттестации.
1. Озаглавьте текст. 2. Стиль текста. 3. Тип текста.
4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Розовый куст, на котором рас(с ;ц)вела роза, рос в небольшом полукруглом цв..тнике перед дер..венским домом. Цв..тник был очень запущен; сорные травы густо разр..слись по старым, вросшим в землю клумбам и по д..рожкам, которые уже давно никто (не) чист..л и (не) посыпал п..ском. Деревянная реш..тка совсем облезла, рас..охлась и развалилась; пики ра(с ;з)тащили для игры в солдаты дер..венские мальчики… Крапива зан..мала целый угол цв..тника. Она служила фоном для нежн… и роскошн… бледн… цв..тка розы.
Она ра(с; з)пустилась в хорош…., майск…. утро. Когда она ра(с; з)крывала свои лепестки, ул..тевшая утренняя р..са оставила на них несколько чистых, пр..зрачных сл..зинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это пр..крас..ное утро.
Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчики… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее, майское утро. Когда она раскрывала свои лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок. Роза точно плакала. Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро. Какие виды орфограмм мы повторили?
5. Произведите фонетический разбор слова вокруг : Вокруг [в а к р У к] В – [В] – согл., звон., твёрд., парн. О – [А] – гласн., безуд. К – [К] – согл., глух., твёрд., парн. Р – [Р] – согл., звон., твёрд., сонорн. У – [У] – гласн., уд. Г – [К] – согл., глух., твёрд., парн. __________________________________ 6 букв, 6 звуков
6. Определите, являются ли слова цветник и клумба синонимами. Чтобы выяснить это, определите лексическое значение каждого слова. Цветник – место, где посажены цветы; клумба. Клумба – засаженная цветами садовая грядка в виде замкнутой фигуры. Словарь русского языка С.И. Ожегова
7. Разберите по составу слова: (по) дорожкам, мальчики, слезинок ПРИСТАВКАКОРЕНЬСУФФИКСОКОНЧАНИЕ ДОРОЖ--К--АМ МАЛЬЧИК--И СЛЕЗ--ИН- -ОК-
8. Выпишите из текста слова и объясните условие выбора в них орфограммы «Буквы З и С на конце приставок. Расцвела, разрослись, рассохлась, развалилась, растащили, распустилась, раскрывала.
9. Произведите морфологический разбор имени существительного. I (Рос в) цветнике – существительное, т.к. обозначает предмет, (что?) цветник; II нариц., неодуш., м. р., 2 скл., П. п., ед. ч. III рос (где?) в цветнике – обстоятельство места.
10. Найдите в тексте и подчеркните однородные члены предложения. Цветник был очень запущен; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решётка совсем облезла, рассохлась и развалилась; пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчики. Когда она раскрывала свои лепестки, улетевшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок.
11. Произведите синтаксический разбор предложения. Крапива занимала целый угол цветника.
11. Произведите синтаксический разбор предложения. Крапива занимала целый угол цветника. (Повеств., невоскл., прост., двусост., распр.)
12. Составьте описание розы в научном стиле. Роза – растение с красивыми крупными душистыми цветками и со стеблем, обычно покрытым шипами. Словарь русского языка С.И. Ожегова.
Подведение итогов урока: 1. Чем мы занимались сегодня на уроке? 2. Какие разделы науки о языке мы повторили? 3. Какие виды разбора выполнили? 4. Какой вид работы для вас был наиболее трудным? 5. А что больше всего понравилось на уроке?
Домашнее задание: Текст 12, с. 36 – 38.