«Маяковского ведут массы…, это гений масс, потому что и он их ведет. Маяковского ведет история, он ведущий и ведомый. Маяковский начал с явления себя миру: с показа, с громогласия… Маяковский ничего не боялся, стоял и орал, и чем громче орал – тем больше народу слушало…Первый в мире поэт масс. Первый русский поэт-оратор. Маяковский неустанно что-то в мозги вбивает, чего-то от вас добивается – какими угодно средствами, вплоть до грубейших, неизменно удачных. Маяковского нужно вместе читать… всем залом. Всем веком». М. Цветаева
Пушкин призывал глаголом жечь сердца людей и милость к падшим призывал. Лермонтов уподоблял поэзию боевому оружию, утверждая действенность поэтического слова в преобразовании общества. Некрасов считал, что поэт должен быть прежде всего гражданином.
Труд мой любому труду родствен. Взгляните – сколько я потерял, Какие издержки в производстве и сколько тратиться на материал … Начнешь слово в строчку всовывать а оно не лечит – нажал и сломал. Гражданин фининспектор, честное слово, Поэту в копеечку влетают слова … Поэзия – та же добыча радия, В грамм добыча, в год труды.
«Поэт или бросит писать, или подойдет к стихам как к делу, требующему большого труда. Новизна в поэтическом произведении обязательна. Материал слов, словесных сочетаний, попадающийся поэту, должен быть переработан. Новизна, конечно, не предполагает постоянного изречения небывалых истин. Ямб, свободный стих, аллитерация, ассонанс создаются не каждый день. Можно работать и над их продолжением, внедрением, распространением. Ритм – это основная сила, основная энергия стиха. Объяснить его нельзя … Поэт должен развивать в себе именно это чувство ритма и не заучивать чужие размерчики. Сколько работы нужно класть «на выделку нескольких слов…»