Урок - презентация в 11 классе. Презентацию подготовила : учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна
Урок - исследование по повести Л. Андреева « Иуда Искариот »
Цели урока: увидеть противоречивость образа андреевского Иуды и понять отношение к героям повести самого автора произведения; Развивать навыки литературного анализа текста, выразительного чтения, речи учащихся.
Моя суть в том, что я не принимаю мира таким, каким мне дали его наставники и учителя, а беспокойнейшим образом ставлю ему вопросы, расковыриваю, раскапываю, перевертываю,перелицовываю. Л.Н.Андреев
Главный антигерой евангельской истории – Иуда из Кариота. Что вы знаете о нем из Евангелия ?
Расскажите, какое впечатление произвела на вас повесть и ее главный герой ? Расскажите, как выглядит андреевский Иуда Искариот. Как к нему относятся окружающие ? Объясните причину такого отношения к герою. Перед нами сейчас четкий портрет Иуды со всеми его пороками : он лжет, видит все пороки людей, его окружающих, и легко ими играет, при удобном случае провоцирует людей и искушает. С другой стороны, он всегда точно знает, что от него хотят услышать. Может, Иуда действительно сам Дьявол, и преклоняющийся перед Всевышним, и противостоящий ему в отношении к роду человеческому ? Не случайно ведь Фома называет Искариота сыном дьявола. Что вы думаете по этому поводу ?
Иуда постоянно лжет, часто – безо всякой пользы для себя. Всегда ли ложь хуже правды ? Почему Иуда лжет ? Значит, Иуда – циник ? Согласны ли вы с этим утверждением ? Отношения между Иудой и Иисусом нельзя назвать простыми, однозначными, их можно условно разделить на несколько этапов. Проследим, как складывались эти отношения. Как вы думаете, почему Иисус, заранее зная о предстоящем предательстве, сразу не прогнал от себя Иуду, как только тот появился ? А зачем Иуда пришел к Христу ? Иуда действительно любит Христа ? А как развивались отношения между учителем и Иудой ? А между Иудой и апостолами ? Лживость Иуды мы наблюдаем в поступках. Какое значение имеет в повести история о краже козленка ? Это своего рода противоборство двух сильных личностей. Есть ли еще в произведении подобные случаи ? Приведите примеры.
o Вновь сбылись слова Иуды о людях : они оказались глупы и жестоки. Вместо ожидаемой похвалы Иуда получил гнев со стороны Учителя, а ученики « отгоняли его от себя короткими и гневными восклицаниями. Как будто не он спас их всех, как будто не он спас их Учителя, которого они так любят ». Фома объясняет ему причину их холодности : Иуда солгал. Какой же вывод делает из случившегося Иуда ? o Почему же Иисус так « не по - христиански » отстраняется от любящего его ученика ? Почему он « не возлюбил ближнего своего » Иуду ? Может быть, преобразился бы Иуда тогда, как Чудище из сказки « Аленький цветочек »? o Почему Иуда так уверен, что Иисус обязательно должен погибнуть ? Потому что созрела обида, и он уже готов предать ? o Расскажите о дальнейшем развитии событий.
Что же, по - вашему, мог сказать Иисус Иоанну ? Неужели он мог разрешить своим ученикам не соблюдать заповедь « не укради »? Иуда предает Иисуса, но и страдает вместе с ним. И все - таки Иуда решает предать Христа. Почему ?
Андреев говорил Горькому : « Знаешь – если бы Иуда был убежден, что в лице Христа перед ним сам Иегова, - он все - таки предал бы его. Убить Бога, унизить его позорной смертью, - это, брат, не пустячок !»
Напишите сочинение - размышление, основанное на жизненных, литературных ситуациях, на тему « Когда все построено на лжи, стыдно не бывает ?»