Профессиональное выгорание учителей 26 ноября Часть 1 теоретическая
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ВЫГОРАНИЯ: Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность Дестабилизирующая организация деятельности Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности Психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ВЫГОРАНИЯ: Склонность к эмоциональной ригидности Интенсивная интериоризация (восприятие и переживание) обстоятельств профессиональной деятельности Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности Нравственные дефекты и дезориентация личности Неэмоциональность или неумение общаться Невозможность высказать словами свои ощущения Трудоголизм Люди без ресурсов
Физические симптомы эмоционального выгорания усталость; чувство истощения; восприимчивость к изменениям показателей внешней среды; частые головные боли, расстройства желудочно-кишечного тракта; избыток или недостаток веса; одышка; бессонница.
Поведенческие симптомы эмоционального выгорания человек обращает внимание на детали; подозрительность; чувство всемогущества (власть над судьбой ученика); ригидность («застревание» на одном виде деятельности, трудности в адаптации к новой ситуации); неспособность принимать решения; дистанционирование от учеников и стремление к дистанционированию от коллег; повышенное чувство ответственности за учеников; растущее избегание; общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками. работа становится все тяжелее, а способность выполнять ее все меньше; долгое нахождение на работе; поздно появляется на работе и рано уходит; берет работу на дом; чувство неосознанного беспокойства; чувство скуки; снижение уровня энтузиазма; чувство обиды; чувство разочарования; неуверенность; чувство вины; чувство невостребованности; легко возникающее чувство гнева; раздражительность;
"Выгорание" очень инфекционно!
На работе: постараться внести разнообразие в свою работу, новые увлекательные проекты, их реализацию
На работе: не стремиться стать победителем во всех случаях, и если уж проиграли, не казнить себя
На работе: настраиваться на позитивный результат в работе и жизни, но дать себе время, набраться терпения
На работе: перестать постоянно пытаться нести ответственность и за себя, и «за того парня»
На работе: научиться расставлять приоритеты, отличать главное от второстепенного
На работе: стараться как можно чаще встречаться с коллегами, знакомиться с новыми людьми на семинарах, конференциях по обмену опытом
На работе: участвовать в работе профессиональной группы, дающей возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой
После работы: заняться тем, что доставляет удовольствие, хобби – это важно
После работы: обязательно соблюдать режим сна и питания, овладеть техникой медитации и самовнушения
После работы: участвовать в работе различных общественных организаций
После работы: найти друзей других профессий
После работы: следить за тем, чтобы под рукой для чтения была не только профессиональная литература
ВСЕГДА: постараться научиться мыслить позитивно и рационально.