Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы Из опыта работы учителя Рузаевской средней школы Кондратьева Владимира Николаевича
Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы уроки русского языка и литературы были интересны ученикам и учителю приходится осваивать инновационные технологии и новые методы подачи материала.
Информационно – коммуникационные технологии ИКТ Аудиозаписи Интернет- ресурсы Видеотека Интегрированные проекты Электронные учебники Интерактивная доска Компьютерные презентации
Использую в своей работе компьютерные презентации. Это уроки о жизни и творчестве писателей и поэтов с богатым иллюстративным материалом, тесты и игры, задания по обобщению пройденного материала.
Создаю интегрированные проекты, где использую видеофильмы - исторические справки о различных исторических личностях, рассказы о картинах по литературным произведениям. Ведь очень часто на уроках литературы мы рассказываем не только о литературе, но и о смежных видах искусства.
Электронные учебники ученик работает активно и самостоятельно; изменяется форма контроля знаний: ученика контролирует компьютер, тщательно проверяя и сразу же оценивая работу; применяется индивидуализация и дифференциация обучения: парные виды работы сочетаются с групповыми и индивидуальными; у ученика вырабатывается умение работать соблюдая тишину, не мешая другим, развивается его коммуникативная культура; формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя - он наблюдает за ходом работы, оказывая помощь только в случае необходимости, поощряя самообразование и саморазвитие детей.
ВИДЕОТЕКАВИДЕОТЕКА Исторический комментарий Биографии писателей и поэтов Заочные экскурсии Документальные фильмы Фрагменты экранизаций литературных произведений Фонохрестоматия
Я предлагаю учащимся прослушать произведения авторов русской литературы в исполнении мастеров художественного слова. И гораздо интереснее, если словесный ряд, звуковой, дополняется зрительным. Поэтому мною создаются видеоролики по произведениям русских писателей и поэтов.
Исторический комментарий На уроках литературы очень часто необходим исторический комментарий. Собрана и пополняется видеотека по эпохам. Она содержит исторические справки об исторических личностях и событиях.
Биографии писателей и поэтов Насколько интереснее не просто прослушать рассказ учителя, но и увидеть воочию портреты людей, окружающих этого человека, места, с которыми связана его жизнь! Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаются задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они могут записывать основные факты, даты или составлять тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки.
Заочные экскурсии Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе. Зачем нужны заочные экскурсии на уроках литературы? Во-первых, они расширяют кругозор учащихся. Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видео поддержка таких уроков. В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Тарханы, Овсянку, Константиново, поэтому такие экскурсии замещают "живые".
Создаю свои документальные фильмы. При этом использую видеоматериал интернет - ресурсов. Стараюсь, чтобы созданные мною фильмы были интересными, познавательными и прививали интерес к изучению русской литературы и истории родного края
Можно просматривать фрагменты экранизаций литературных произведений. Просмотр предваряется заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним. Можно предварять просмотр эпизода каким- то вопросами по содержанию, а после просмотра вести беседу по данным вопросам.
Интернет-ресурсы Создание мультимедийных презентаций; Подготовка рефератов и докладов; Тестирование в режиме онлайн; Участие в онлайн- олимпиадах, конкурсах, проектах; Работа со справочной литературой в Википедии; Чтение произведений в электронной библиотеке
Аудиозаписи Кроме традиционных фонохрестоматий я использую аудиозаписи, созданные мной. Как правило, это я делаю на уроках русского языка. Записываю текст диктанта с помощью микрофона. Затем на уроке включается аудиозапись в ходе проведения работы с перфокартой, словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. Такую работу можно проводить в ходе уплотнённого опроса. Это повышает эффективность урока, наполняемость оценок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.
Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне: реализовать идею развивающего обучения; повысить темп урока; сократить потери рабочего времени до минимума; увеличить объем самостоятельной работы; сделать урок более ярким и увлекательным.
Диагностика качества знаний по русскому языку
Диагностика качества знаний по литературе
Сравнительный анализ использования ИКТ на моих уроках
Удачи в освоении ИКТ!