Естественные сообщества живых организмов. Выполнила учитель биологии МОУ СОШ9 г.Нурлат Парукова Людмила Ивановна
Задачи урока. Раскрыть сущность понятия биогеоценоз. Конкретизировать это понятие изучением структуры и обязательных компонентов биогеоценоза. Знать термины: биоценоз,биогеоценоз, экосистема,продуценты, консументы, редуценты,автотрофы, гетеротрофы.
Основные взаимоотношения между организмами - пищевые. Автотрофы. Гетеротрофы. Напишите примеры. Какие организмы называют автотрофами?
Самостоятельная работа: 1. Составьте модель биогеоценоза используя следующие термины: растительность(фитоценоз); животные(зооценоз); микроорганизмы(микробиоценоз); атмосфера, свет, влага (климатоп): почвогрунт (эдафотоп). 2.Определите, благодаря чему основные компоненты биоценоза и экотопа образуют единое целое – биогеоценоз. 3. Приведите примеры биогеоценозов нашей местности.
Питаясь друг другом, живые организмы образуют цепи питания. Цепь питания – последовательность организмов, по которой передаётся энергия, заключённая в пище, от её первоначального источника. Каждое звено цепи питания называется трофическим уровнем. - Первый трофический уровень – продуценты. - Второй – консументы первого порядка. - Третий – консументы второго порядка.
Запомнить. В экосистеме пищевые и энергетические связи идут в направлении: продуценты – консументы – редуценты.
Пищевые сети. В сообществах пищевые цепи сложным образом переплетаются и образуют пищевые сети. В них многие популяции принадлежат сразу к нескольким трофическим уровням. Благодаря сложности пищевых связей выпадение какого-то одного вида часто не нарушает равновесия в системе.
Биоценоз - взаимоотношение только живых организмов между собой. Биоценозы характеризуются видовым разнообразием,плотностью популяций и биомассой. Первичная продукция. Вторичная продукция.
Составить схему цепи питания, зная, что ее компонентами являются: 1 вариант. Ястреб, бабочка, лягушка,стрекоза,уж. 2 вариант. Зоопланктон, фитопланктон, карась,щука. Различают цепи выедания и цепи разложения( детритные). Цепи переплетаются в природе и образуют сети питания.
Домашняя работа. 1. Пересказ. 2. Ответить на вопросы после темы. 3. Составить цепи разложения. Решить задачу: Для одного из биогеоценозов характерна следующая пищевая цепь: ЗЛАКИ – КУЗНЕЧИКИ – ЛЯГУШКИ – УЖИ – ОРЁЛ. Масса органического вещества каких организмов в данной цепи должна быть наибольшей? Объясните почему.Какой должна быть масса ужей, чтоб орёл достиг массы 5 кг?