Тип урока – комбинированный Методы урока – словесные, наглядные, практические.
обеспечить в ходе урока усвоение понятий «радиоактивность», альфа-, бета-, гамма излучений. В ходе подготовки к итоговой аттестации повторить понятия: электрический ток, сила тока, напряжение, сопротивление, закон Ома для участка цепи. Продолжить совершенствование навыков сборки электрических цепей, также формирование общеучебных умений: планирования, рассказа, работы с дополнительной литературой продолжить формирование у обучающихся научного мировоззрения. совершенствовать навыки культуры речи.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО Электрический ток. Сила электрического тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Древнегреческий ученый, философ – материалист, главный представитель древней атомистики. Считал, что во Вселенной существует бесконечное множество миров, которые возникают, развиваются и гибнут.
Окончил политехническую школу в Париже. Основные работы посвящены радиоактивности и оптике. В 1896 г открыл явление радиоактивности. В 1901 г обнаружил физиологическое действие радиоактивного излучения. В 1903 г Беккерель удостоен Нобелевской премии за открытие естественной радиоактивности урана. Умер 25 августа 1908 г.
польский и французский физик и химик, один из основоположников учения о радиоактивности родилась 7 ноября 1867 в Варшаве. Она первая женщина – профессор Парижского университета. За исследования явления радиоактивности в 1903 г., совместно с А. Беккерелем получила Нобелевскую премию по физике, а в 1911 г. за получение радия в металлическом состоянии – Нобелевскую премию по химии. Умерла от лейкемии 4 июля 1934 г.
«радиоактивность» - (лат) radio - излучаю aсtivus - действенный.
английский физик, родился 30 августа 1871 г. в Новой Зеландии. Его исследования посвящены радиоактивности, атомной и ядерной физике. Своими фундаментальными открытиями в этих областях Резерфорд заложил основы современного учения о радиоактивности и теории строения атома. Умер 19 октября 1937 г.
На рисунке изображен толстостенный свинцовый сосуд с крупицей радия на дне. Пучок радиоактивного излучения радия выходит сквозь узкое отверстие и попадает на фотопластинку (излучение радия направлено во все стороны, но сквозь толстый слой свинца оно пройти не может). После проявления фотопластинки на ней обнаруживалось одно темное пятно как раз в том месте, куда попадал пучок.
Опыт изменили. Создали сильное магнитное поле, действовавшее на пучок. В этом случае на проявленной пластинке возникало три пятна: одно, центральное, было на том же месте, что и раньше, а два других по разные стороны от центрального. Если два потока отклонились в магнитном поле от прежнего направления, значит, они представляют собой потоки заряженных частиц. Отклонение в разные стороны свидетельствовало о разных знаках электрических зарядов частиц. В одном потоке присутствовали только положительно заряженные частицы, в другом отрицательно заряженные. А центральный поток представлял собой излучение, не имеющее электрического заряда.
Гамма – лучи проникают в воздух на сотни метров. Бета – частицы представляют собой поток быстрых электронов, летящих со скоростями близкими к скорости света. Они проникают в воздух до 20 м. Альфа частицы – это потоки ядер атомов гелия. Скорость этих частиц км/с, что превышает скорость современного самолета (1000 км/ч) в раз. Альфа – лучи проникают в воздух до 10 см.
явление радиоактивности, т.е. самопроизвольного излучения веществом α -, β - и γ - частиц, наряду с другими экспериментальными фактами, послужило основанием для предположения о том, что атомы вещества имеют сложный состав.
Закрепление знаний. В чем заключается открытие, сделанное Беккерелем в 1896 г? Кто из ученых занимался исследованием данных лучей? Как и кем было названо явление самопроизвольного излучения некоторыми атомами? В ходе исследования явления радиоактивности, какие неизвестные ранее химические элементы были открыты? Как были названы частицы, входящие в состав радиоактивного излучения? Что представляют собой эти частицы? О чем свидетельствует явление радиоактивности?