Семинар – практикум «Средства формирования УУД у младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности»
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.
Универсальные учебные действия- это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Универсальные учебные действия В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Требования к результатам освоения ООП личностные Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению метапредместные Метапредместные понятия и УУД предместные Умения, специфические для данной предметной области
7 - чувства ответственности и долга перед Родиной; -гражданская позиция активного и ответственного члена об-ва; -целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки; -личностное саморазвитие и самовоспитание; -толерантное сознание и поведение; -навыки социализации и продуктивного сотрудничества; -готовность к образованию и самообразованию; -принятие ценностей здорового образа жизни; -осознанный выбор профессии; -основы экологического мышления; -ответственное отношение к созданию семьи ЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: самостоятельно определять цели и составлять планы; контролировать и корректировать свою деятельность Коммуникативные: общаться и взаимодействовать с другими; использование языковых средств Познавательные: строить логическое док-во; смысловое чтение; использовать, создавать и преобразовывать символьные записи, схемы и модели; способность к информационной деятельности; владеть навыками исследователь- кой и проектной деятельности Освоение основ базовых наук Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания, формирование научного типа мышления Предместные и метапред- местные действия с учебным материалом;подготовка к профессиональному образованию Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Личностные УУД Личностные (нравственно- оценочные умения)-оценка своих и чужих поступков Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).
Регулятивные УУД Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)- организация своих дел, решения проблем Отражают способность обучающегося строить учебно- познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
Познавательные УУД Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные умения)- обработка информации Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации
Коммуникативные УУД Коммуник ативные универсальные действия (коммуникативные умения)- общение с людьми Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.