Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Основные факторы и тенденции развития международного бизнеса Шобанов Андрей Витальевич
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Коммерческая эра ( гг.) Британская и Голландская Ост-Индские компании Эра экспансии ( гг.) Оружейные предприятия Кольта, Singer Sewing Machine, Ford Эра концессий ( гг.) Standard Oil, Royal Dutch, Shell Transport Эра национальных государств ( гг.) Уход от системы «метрополия-колония» Эра глобализации (начиная с 70-х гг. ХХ в.) Становление глобальных корпораций Периодизация развития международного бизнеса
РАЗВИТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА Около ТНК Пятьдесят одно из 100 крупнейших экономических образований мира – корпорации ТНК контролируют 2/3 мировой торговли и 80% зарубежных инвестиций В ТНК заняты лишь 3% мировых трудовых ресурсов 200 крупнейших ТНК обеспечивают работой чуть более 1% работников в мире и имеют оборот, составлявший 28,3% мирового ВНП
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ Снижение тарифов и торговых барьеров (ВТО) Глобальная конкуренция ТНК развивают: –Мировой рынок –Региональные рынки
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ФИНАНСОВ Политические решения по либерализации оборота капитала Создание глобальных финансовых институтов (МВФ, Всемирный банк) Ежедневный объем операций: более 2 трлн. долларов США (1/4 общей стоимости мировой торговли) Пенсионные фонды Финансовые ресурсы в спекулятивном обороте Низкий уровень прямых инвестиций Финансовые кризисы национальных государств
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУР 95% населения мира говорят примерно на 100 языках (в мире около 6000 языков). Каждый пятый говорит по-английски Один мировой язык для бизнеса Развитие средств связи Глобальная концентрация СМИ Глобальная реклама Информационное неравенство 60 миллиардов веб-страниц миллионов веб-сайтов 200 миллионов пользователей 95% пользователей – в северном полушарии 52% веб-сайтов – на английском языке
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИЛИ ПОЛЯРИЗАЦИЯ? Прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ) 49 НРС получают 0,5% ПЗИ Доля в притоке ПЗИ Африка ниже 1% Распределение доходов - 1/5 населения мира контролирует 80% мировых ресурсов - 20% мирового населения потребляют 86% всех производимых товаров - в распоряжении самых богатых 20% населения мира 86% мирового ВВП, тогда как беднейшие 20% имеют доступ всего к 1%
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Экономическая глобализация – тенденции к международной интеграции, свободному перемещению товаров, услуг, информации, труда и капитала и в конечном счете формирование единого экономического пространства, в котором действуют международные компании Глобализация экономики и интернационализация бизнеса Факторы развития экономической глобализации: изменения в условиях международной торговли и инвестирования технологический фактор международная экономическая интеграция
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Средние таможенные тарифные ставки, % Страна Франция 18194,2 Германия 12164,2 Италия 17244,2 Япония 30 н\д 3,8 Нидерланды 3 н\д 4,2 Швеция 1664,2 Великобританиян\д 174,2 США33163,7 Динамика снижения таможенных тарифов в рамках ГАТТ 1. Раунд Кеннеди ( ) снижение на 38% 2. Токийский раунд ( ) снижение на 33% 3. Уругвайский раунд ( ) снижение на 38%
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Либерализация трансграничного перемещения инвестиций В гг. из 2549 случаев изменения законодательств и правил регулирования иностранных инвестиций 2299 (90,2%) делали инвестиционный климат более благоприятным Наиболее положительные изменения в 2007 г. отмечались в странах Западной Азии, Южной и Юго-Восточной Европы и СНГ, а также Африки Начиная с середины 1980-х гг. внутрикорпоративная торговля и инвестиции ТНК растут опережающими темпами по сравнению с мировым ВВП
Кафедра Корпоративный менеджмент современное бизнес-образование Технологический фактор развития международного бизнеса Прогресс транспорта сделал экономически эффективной доставку компонентов производства и готовых изделий на дальние расстояния. Например, расходы на ткм авиаперевозок снизились в гг. на 92% Прогресс информационных технологий. Возможность дистанционного управления филиалами. Перенос вспомогательных функций в другие страны. Развитие электронного бизнеса (e-commerce) между компаниями (B2B) и между компаниями и потребителями (B2C) Расширение масштабов научно-исследовательской деятельности. Образование межфирменных партнерств в части НИОКР. Перенос исследовательских подразделений в развивающиеся страны