Детский сад 10 комбинированного вида воспитатель старшей группы 6 «Ромашка» Симкина В. Н.
Оборудование: Свеча, стеклянный стакан, прозрачная емкость с водой, воздушные шарики, соломки для коктейля, мыльные пузыри, пакеты полиэтиленовые, салфетки бум., стаканчики и ложки, бумажный веер. Программное содержание: познакомить с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека; развивать речь, внимание, мышление, умение делать выводы на основе опыта; обогащать словарный запас детей новыми словами (лаборатория, планета Земля, невидимка, безвкусный); воспитывать любознательность, любовь к природе, желание узнавать больше нового о ней. Предыдущая работа: Наблюдение за воздухом и ветром на занятии и на прогулке.
Еще одну важную работу выполняет воздух – следит за погодой: перегоняет холодные воздушные потоки на ЮГ, теплые на СЕВЕР; с морей, океанов, рек и озер собирает влагу и отдает ее суше (земле). Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым снегом, чтобы не мерзли растения, не страдали от жестоких морозов звери и птицы. Воздух - это бесцветный, прозрачный газ. Он состоит из кислорода и других элементов (азот, углекислый газ). Воздух, окружающий Землю, ее удивительная голубая «рубашка», благодаря которой, наша планета не перегревается от солнечных лучей, не стынет от космического холода. Кроме того, воздух (воздушная оболочка) защищает землю от космических снарядов – МЕТЕОРИТОВ. Когда небесные камни падают на планету, они сначала сталкиваются с ее «броней», замедляют их полет и, не достигнув Земли, сгорают.
ОПЫТ 1 «Состав воздуха» (опыт со свечкой). В воздухе есть кислород, который способен поддерживать горение.
ОПЫТ 2 (с полиэтиленовыми пакетами). Воздух прозрачный, невидимый, а значит через него все видно.
Воздух выходит из воды с пузырьками. Чем сильнее мы дуем, тем больше волны. Когда воздух движется, появляется ветер. Из-за ветра на море бывают волны. Среди них есть большие и маленькие. Их размер зависит от силы ветра. ОПЫТ 3 (вода и пузыри).
Игра «Раздувайся пузырь» Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой да не лопайся.
ОПЫТ 4 (с салфеткой и книгой). Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в движение.
От удара ложкой стекло стакана начинает дрожать, мелко и часто, это движется воздух вокруг стакана. Постепенно это дрожание воздуха доходит до наших ушей и мы слышим этот звон. ОПЫТ 5 (стакан и ложка).
ОПЫТ 6 (Мыльные пузыри). Внутри мыльных пузырей находится воздух, поэтому мыльная пленка может растягиваться до определенного размера.
Чем сильнее мы дуем, тем больше становится шарик. Его размер зависит от силы воздушного потока который попадает внутрь шарика. ОПЫТ 7 (с воздушным шариком)..
ИТОГ: Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим. Воздух невидим, прозрачен. Воздух может двигаться. И еще очень важное свойство воздуха: Сам он не имеет запаха, Может переносить запахи, Воздух мы не слышим, Когда воздух движется, он может переносить звуки. ВОЗДУХ НЕОБХОДИМ ВСЕМ НАМ, БЕЗ НЕГО ЖИЗНИ НЕТ!