Реализация программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа 3 г. Ершова Саратовской области» Зам. директора по УВР Пичугина Е.С.
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося
Разработка программы 4. Программа универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования Ценностные ориентиры начального общего образования Понятия, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.
Программа формирования универсальных учебных действий Обязательная часть Описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования Описывает связь УУД с содержанием учебных предметов Обеспечивает преемственность программы УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию Часть, формируемая участниками образовательного процесса Уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД
Целью программы формирования УУД является создание условий для реализации технологии формирования УУД на начальной ступени общего образования средствами учебно- методического комплекта (например, средствами УМК «Гармония»). Задачи программы: актуализация ценностных ориентиров содержания начального общего образования, необходимых для разработки рабочих учебных программ и программы внеурочной деятельности; разработка механизмов взаимосвязи универсальных учебных действий и содержания учебных предметов; уточнение характеристик личностных результатов и регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД; описание типовых задач формирования УУД; разработка преемственных связей формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию
Инструментарий для разработки программы универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия Личностные УУД (самоопределение, нравственно-этическое оценивание …) Познавательные УУД (общие учебные умения, постановка и решение практических задач, логические…) Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, самоконтроль, самооценка …) Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества, согласование действий с партнером, построение речевых высказываний, работа с информацией …)
Связь универсальных учебных действий с содержанием предметов по УМК «Гармония»
9 Результаты образования Личностные Мета Предметные (УУД ) Предметные деятельностный подход в построении УВП ( урок в логике формирования УД) в построении УВП ( урок в логике формирования УД) Особенности стандарта: компетентностный подход в образовании Особенности стандарта: компетентностный подход в образовании
Алгоритм деятельности ШМО учителей начальных классов по формированию новых образовательных результатов Составили рабочие программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО Рассмотрели связь универсальных учебных действий с содержанием предметов по УМК «Гармония» Разработали модели уроков, обеспечивающие формирование УУД в соответствии с требованиями стандарта Провели открытые уроки и мастер- классы, на которых проследили, как формируются УУД Разработали инструментарий для входной диагностики По результатам диагностики разработали план корректировки конкретных УУД Провели итоговую интегрированную проверочную работу в 1- классах по проверке метапредметных результатов Наметили работу на следующий учебный год.
Алгоритм деятельности учителя по формированию новых образовательных результатов Учитель вместе с учениками планирует работу по овладению метапредметными умениями. В соответствии с планом каждую неделю ученики вместе с учителем выбирают одно из умений, записывают его и развивают на всех уроках. Учитель подбирает такие задания, которые способствуют формированию умения. Наиболее эффективно делать это вместе с учениками. Учитель привлекает психолога для индивидуальной коррекции заданий. Используя интегрированные проверочные работы по проверке метапредметных результатов, учитель проводит в течении года предварительную диагностику степени сформированности умений. По результатам диагностики сформированности умений разрабатывается план корректировки конкретных умений. В нём фиксируются те умения, которые слабо сформированы у всех учеников класса и у отдельных учеников. На основе плана учитель подбирает такие задания, которые способствуют формированию умения. Наиболее эффективно делать это вместе с учениками.
Итоговые комплексные проверочные работы по проверке метапредметных результатов в 1-х классах Группа детей, достигших как базового, так и более высоких уровней – 47,7% Группа детей, достигших базового уровня – 84% Группа риска – 16%
Алгоритм деятельности зам. директора по УВР по формированию новых образовательных результатов Курирование и корректировка при составлении программы УУД Выстроить мониторинг качества образования в соответствии с требованиями ФГОС НОО Оценка эффективности урока с точки зрения формирования УУД Результативность планируемых результатов формирования УУД к концу каждого года обучения.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения. В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию; получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине; работать с двумя источниками информации (учебной книгой и "рабочей тетрадью"): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради; В области коммуникативных УУД школьник должен уметь: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них; В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) школьник должен: понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками; выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.
Спасибо за внимание!