Мониторинг образовательных достижений обучающихся
Цель мониторинга получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности личностных, предметных и метапредметных достижений. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени основного образования. Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов начального и основного образования школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения. Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на основной ступени образования.
Функции мониторинга Диагностическая Определение уровня развития того или иного умения. Отслеживания динамики развития образовательных компетенций по показателям и в целом. Оценочная Описание критериев эффективности решения поставленных задач (что такое «хорошо»). Контрольная Описание и определение критериев успешности работы учителя.
Организация мониторинга 1 этап – стартовая диагностика (на входе в 5 класс) 2 этап – входная диагностика (начало учебного года и начало изучения тем) 3 этап – текущая диагностика (в ходе изучения программного материала) 4 этап - промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения) 5 этап - итоговая диагностика (в конце 9 класса)
Предметные результаты Методы оценки: наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный и письменный), анализ контрольного задания, собеседование (индивидуальное, групповое), анализ исследовательской работы.
Метапредметные результаты Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность.Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества.Познавательные: работа с информацией и учебными моделями; использование знака-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведение под понятие.
Диагностика проводится в ходе различных процедур решение задач творческого и поискового характера; учебное проектирование; итоговые проверочные работы; комплексные работы на межпредметной основе; мониторинг сформированности основных учебных умений; портфолио и др.
Диагностика метапредметных результатов наблюдения за определенными аспектами деятельности учащихся или их продвижением в обучении; оценка процесса выполнения обучающимися различного рода творческих работ; тестирование; оценка открытых и закрытых ответов обучающихся; оценка результатов рефлексии обучающихся (разнообразных листов самоанализа, протоколов собеседований, дневников учащихся и т.п.); портфолио обучающегося; выставки и презентации крупных целостных законченных работ.
Личностные результаты Критерии ПоказателиМетодики 1. Интеллектуальная развитость 1. Освоенность образовательной программы. 2. Развитость познавательных интересов. 3. Способность к проведению научного поиска Анализ текущей и итоговой аттестации. Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Школьный тест умственного развития (ШТУР) 2. Уровень воспитанности, нравственная развитость 1. Сформированность основных нравственных качеств личности. 2. Социальная активность учащихся Тест Н.Е. Щурковой Размышляем о жизненном опыте. Методика СМ. Петровой Пословицы для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение Методика «Выявление уровня воспитанности» (разработана Н.П.Капустиной). 3. Коммуникативная развитость 1. Коммуникабельность. 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся Я в глазах других (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение 4. Развитость креативных способностей 1. Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству Тест П. Торранса. Педагогическое наблюдение
Личностные результаты Критерии ПоказателиМетодики 5. Уровень здоровья, сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни, навыка организации досуга. 1. Соматическое здоровье. 2. Физическое здоровье. Медосмотр Ценностные ориентации личности. Методика «Что важнее?» 6. Уровень сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков 1. Способность принимать ответственность; 2. Способность уважать других; 3. Умение сотрудничать; 4. Умение участвовать в выработке общего решения; 5. Способность разрешать конфликты; 6. Способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе Наблюдения ведутся учителем в течение всего учебного процесса в ситуациях совместной (групповой и парной) работы учащихся
Методический инструментарий оценки достижения планируемых результатов обучающихся Таблица оценки планируемых образовательных результатов составляется из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Карта самостоятельной работы по предмету. Карта оценивания доклада, выступления. Карта оценивания электронной презентации. Единая шкала критериев оценки доклада, выступления. Единая шкала критериев оценки электронной презентации. Единая шкала критериев оценки карты самостоятельной работы обучающихся.
Содержание мониторинга Графики проведения диагностических оценочных методик по каждому году обучения. Технологические карты формирования УУД школьников. Банк методик и типичных задач, используемых для диагностики УУД. КИМ стартового контроля на предметном материале. Методические рекомендации и критерии анализа результатов предметных диагностик. КИМ итоговой диагностики: комплексная и интегрированная проверочные работы. Листы индивидуальных достижений личностных и метапредметных результатов (для обучающегося и на весь класс). Методические рекомендации по организации деятельности учителя, способствующей формированию УУД.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе результатов внутришкольного мониторинга образовательных достижений по всем предметам, зафиксированных в оценочных листах, в том числе за промежуточные и итоговые комплексные работы на межпредметной основе; оценок за выполнение итоговых работ по всем учебным предметам; оценки за выполнение и защиту индивидуального проекта; оценок за работы, выносимые на государственную итоговую аттестацию.
Требования к системе оценки достижения планируемых результатов Оценивание должно быть постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используются диагностическое (стартовое, текущее) и средовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. Оценивание может быть только критериальным, т.е. необходимо определение степени индивидуального приближения ученика к ожидаемым результатам образования. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества. Оценивать можно только то, чему учат. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся. Они могут вырабатываться совместно. Включение обучающихся в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Проблемы Отработать механизмы проведения диагностики и мониторинга в школе для учёта индивидуальных достижений обучающихся в связи с реализацией ФГОС второго поколения. Внедрение новых методик оценивания при достижении планируемых результатов. Разработать инструментарии сформированности УУД. Разработать технологическую карту оценки деятельности учителя по формированию УУД и ввести в практику составление технологической карты урока. Использовать современные интерактивные образовательные технологии в целях повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.