Организационно-научные аспекты анализа защищенности опасных объектов и их учета в перечне критически важных объектов Российской Федерации. Заместитель директора Д епартамента Гражданской защиты МЧС России А.А. Таранов 1
Основные регламентирующие нормативные документы 1. Решения совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 г Решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 4 марта 2005 года. 3. Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и (или) потенциально опасных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов (утверждены Президентом Российской Федерации 4 октября 2006 г.) 4. Перечень критически важных объектов Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 года 411). 5. Концепция федеральной системы мониторинга критически важных объектов и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры Российской Федерации и опасных грузов (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 августа 2005 г Р); 5. Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года» (постановление Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г. 1); 2
Законодательные и нормативные документы используемые для формирования перечня КВО 1. ФЗ от 21 июля ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». 2. ФЗ от 21 ноября 1995 года 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии». 3. ФЗ от 21 июля 1997 г. 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». 4. Указ Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ». 5. Указы Президента Российской Федерации от 6 июня 1992 г. 567 и от 27 сентября 1999 г Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. 587 «Перечень объектов, подлежащих милицейской (государственной) охране». 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. 238 «Перечень предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиационно- опасные и ядерно-опасные производства и объекты, осуществляющие разработку, производство, эксплуатацию, хранение, транспортировку, утилизацию ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий». 8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от г «Перечень объектов критически важных для национальной безопасности, на которых организация тушения пожаров отнесена к полномочиям федеральных органов государственной власти». 3
Подходы к формированию перечня КВО I. Задача МЧС России – разработка рамочных критериев отнесения объектов к категории критически важных для Российской Федерации. Рамочные показатели классификатора включают: - классификацию по значимости (федеральные, региональные). - классификацию по уровням угроз: 1 класс объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения федеральных и/или трансграничных ЧС; 2 класс – объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения региональных ЧС. - классификацию по типам: (ядерно и/или радиационно опасные; химически опасные; биологически опасные; техногенно - опасные; пожаровзрывоопасные; объекты государственного управления, финансово-кредитной, информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и др. II. Задача федеральных органов исполнительной власти – разработка ведомственных и отраслевых критериев отнесения объектов к критически важным, их согласование с МЧС России и формирование предложений в проект перечня. 4
Основные принципы государственной политики Государственная политика определяет цели, задачи, механизм, методы и сроки реализации в области повышения защищенности КВО Российской Федерации и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов. Цели государственной политики: а) создание необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения и устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации; б) повышение уровня безопасности технологий, связанных с эксплуатацией КВО, в том числе в условиях ЧС; в) минимизация последствий федеральных, трансграничных, межрегиональных и региональных ЧС техногенного характера. Основные задачи: а) совершенствование нормативно-правовой базы; б) развитие фундаментальной и прикладной науки, технологий и техники; в) повышение эффективности мероприятий по предупреждению ЧС на КВО и минимизации их последствий; г) концентрация федеральных, региональных и объектовых финансовых, материальных и организационных ресурсов для обеспечения защищенности КВО; д) совершенствование подготовки и повышения квалификации персонала КВО и населения проживающего вблизи этих объектов; е) повышение эффективности международного сотрудничества. 5
Механизмы формирования и реализации государственной политики 1. План мероприятий по реализации « Основ государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности КВО и (или) ПОО от угроз техногенного, природного характера и террористических актов». 2. Федеральный план повышения защищенности КВО Российской Федерации от угроз техногенного, природного характера и террористических актов на период до 2010 года. 3. Планы повышения защищенности КВО, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления организаций, эксплуатирующих опасные объекты, собственниками или балансодержателями этих объектов, а также другие специальные планы. 4. Ф едеральные целевые программы: - «Снижение рисков и смягчение последствий ЧС ……….до 2010 года»; - «Ядерная и радиационная безопасность России» на годы»; - «Пожарная безопасность в Российской Федерации до 2012 года»; - «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2008 – 2010 годы)» 5. Паспорта безопасности объектов и территорий. 6. Межведомственная комплексная программа фундаментальных, поисковых и прикладных исследований в интересах обеспечения безопасности населения и повышения защищенности КВО. 6
План мероприятий по реализации Основ государственной политики координация разработки ведомственных и региональных целевых программ и планов в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов; формирование прогнозов в отношении возникновения чрезвычайных ситуаций; создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей и национального центра управления в кризисных ситуациях; разработка и реализация системы мер по повышение защищенности ядерно опасных и радиационно-опасных объектов; создание системы гидрометеорологической безопасности в Российской Федерации; разработка и утверждение в установленном порядке нормативов приемлемых уровней рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; разработка и утверждение порядка межведомственного обмена оперативной информацией в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации последствий террористических актов и др. 7
Разделы Федерального плана повышения защищенности КВО совершенствование государственного регулирования и нормативно-правовой базы; развитие фундаментальной и прикладной науки, технологий и техники, внедрение инновационных технологий ; совершенствование методов и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы отбора и подготовки кадров; повышение эффективности международного сотрудничества. 8
КВО Нападение с воздуха Пожары Терроризм Воздействие опасных природных явлений (землетрясения, затопления и т.д.) Нарушение энергоснабжения Нарушение кооперационных связей Нарушения технологического процесса, которые могут вызвать аварии или катастрофы Возможные опасности и угрозы для КВО 9
Перечень мероприятий плана по обеспечению защищенности объекта от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений 1. Инженерно технические мероприятия. 2. Мероприятия по совершенствованию системы технической и физической защищенности критически важных объектов 3. Ресурсное обеспечение защищенности. 4. Подготовка системы информации и управления. 5. Подготовка в области защиты от ЧС работников объекта. 6. Организационные мероприятия. 7. Мероприятия по защите населения и территории вблизи объекта. 10
Типовой паспорт безопасности опасного объекта Разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска ЧС для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения; определения возможности возникновения ЧС на опасном объекте; оценки возможных последствий ЧС на опасном объекте; оценки возможного воздействия ЧС, возникших на соседних опасных объектах; оценки состояния работ по предупреждению ЧС и готовности к ликвидации ЧС на опасном объекте; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на опасном объекте. Паспорт безопасности опасного объекта включает в себя разделы: "Общая характеристика опасного объекта"; "Показатели степени риска чрезвычайных ситуаций"; "Характеристика аварийности и травматизма"; "Характеристика организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасность объекта и готовность к ликвидации чрезвычайных ситуаций." 11
Процедура корректировки и включения объектов в перечень критически важных Основные принципы: заявительный подход; по представлению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; на основе объективных критериев. Основные положения: единый банк данных; регистрация осуществляется через МЧС России по представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; порядок регистрации - путем корректировки распоряжения Правительства Российской Федерации в установленном порядке. Порядок корректировки и включения объектов в перечень КВО: идентификация; регистрация; формирование сведений об объекте. 12