Имитационные методы активного обучения на уроках экономики Перминова Светлана Николаевна, Перминова Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания учитель истории и обществознания МКОУ Сосновская СОШ МКОУ Сосновская СОШ с. Сосновка, 2013 с. Сосновка, 2013
Одним из подходов технологии активного обучения является разделение занятий с учащимися на две категории: а) имитационные (отличительной чертой является наличие модели изучаемого процесса или явления), б) неимитационные (характерной чертой является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности). Модель абстрактное описание системы (объекта, процесса, проблемы, понятия) в некоторой форме, отличной от формы их реального существования (в виде схемы, изображения или описания какого-либо явления в природе и обществе). Одним из подходов технологии активного обучения является разделение занятий с учащимися на две категории: а) имитационные (отличительной чертой является наличие модели изучаемого процесса или явления), б) неимитационные (характерной чертой является отсутствие модели изучаемого процесса или деятельности). Модель абстрактное описание системы (объекта, процесса, проблемы, понятия) в некоторой форме, отличной от формы их реального существования (в виде схемы, изображения или описания какого-либо явления в природе и обществе).
Главной сущностной особенностью имитационного моделирования является игровой характер, который в основном осуществляется за счет наличия разнообразных ролей.
Специфика и основные характеристики имитационных игр, используемых в обучении: Игровые: а) «Инсценировка», «разыгрывание» ситуации в ролях; б) ролевые игры с предписаниями и конкретными ролями в) тренинг г) имитационные игры д) игры-симуляции е) деловые игры (аттестационные, дидактические) ж) мыслительные имитационные методы (организационно-деятельностная, поисково- апробационная игра, проблемно-деловая и др.) з) креативные интерактивные методы (мозговой штурм, метод ассоциаций, метод Дельфи и др.) и) компьютерные
Неигровые: а) производственные и ситуационные задачи б) анализ конкретных и случайных ситуаций (метод кейс-стади, метод микроситуаций, метод «инцидентов») в) игровое проектирование г) информационный лабиринт д) «папка руководителя с входящими документами» е) групповые дискуссии ж) балинтовская сессия з) психодиагностика и) просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением выявленных аспектов к) моделирование конкретных проблем самих обучаемых.
Признаки имитационного моделирования: -моделирование условной среды -распределение ролей -игра по правилам -в большинстве своем с разделением на периоды -имеет целью поддающийся количественной оценке -результат -тренировка принятия решений
Цели игры: а) Игровые: - успешное выполнение роли - реализация игровых действий б) Педагогические: - усвоение учебного материала - формирование мнения на основе знаний, умений, навыков - социальное развитие личности (формирование системы самооценок и группы системы взаимоотношений с другими членами группы) в) Исследовательские цели: преподавателя изучение необходимости корректирования компонентов учебного процесса обучающихся познание закономерностей межпредметных структурно- логических связей, проверка гипотез и теоретических положений Цели игры: а) Игровые: - успешное выполнение роли - реализация игровых действий б) Педагогические: - усвоение учебного материала - формирование мнения на основе знаний, умений, навыков - социальное развитие личности (формирование системы самооценок и группы системы взаимоотношений с другими членами группы) в) Исследовательские цели: преподавателя изучение необходимости корректирования компонентов учебного процесса обучающихся познание закономерностей межпредметных структурно- логических связей, проверка гипотез и теоретических положений
Модель разработки имитационной игры (упражнения) Шаг 1: Определить задачи и структуру игры. Выбрать проблему. Какие понятия Вы хотите, чтобы обучающиеся поняли? Шаг 2: Определить цели обучения и объем предметного содержания. Обязательно их записать. После каждого последующего шага необходимо вернуться к целям и планируемо му объему предметного содержания и убедиться, что они не требуют уточнения. Шаг 3: Определить имитационную модель. Какой процесс будет смоделирован? Кто будет участвовать в имитации, какие роли выполнять? Шаг 4: Разработать игровую модель. Модель разработки имитационной игры (упражнения) Шаг 1: Определить задачи и структуру игры. Выбрать проблему. Какие понятия Вы хотите, чтобы обучающиеся поняли? Шаг 2: Определить цели обучения и объем предметного содержания. Обязательно их записать. После каждого последующего шага необходимо вернуться к целям и планируемо му объему предметного содержания и убедиться, что они не требуют уточнения. Шаг 3: Определить имитационную модель. Какой процесс будет смоделирован? Кто будет участвовать в имитации, какие роли выполнять? Шаг 4: Разработать игровую модель.
Этапы имитационной игры: Этап подготовки: (Разработка игры. Ввод в игру: постановка проблемы,целей; правила взаимодействия участников; знакомство с методическими материалами; распределение игровых ролей; формирование групп; консультации для участников игры, при необходимости проведение тренировочного раунда); Игровой этап Этап анализа и обобщения (Вывод из игры: подведение итогов происходивших событий; обсуждение трудностей и способов их преодоление; сравнение игры с реальной жизнью /установление связи между игрой и содержанием курса) После игровой этап (Рефлексивный анализ игры всеми участниками) Этапы имитационной игры: Этап подготовки: (Разработка игры. Ввод в игру: постановка проблемы,целей; правила взаимодействия участников; знакомство с методическими материалами; распределение игровых ролей; формирование групп; консультации для участников игры, при необходимости проведение тренировочного раунда); Игровой этап Этап анализа и обобщения (Вывод из игры: подведение итогов происходивших событий; обсуждение трудностей и способов их преодоление; сравнение игры с реальной жизнью /установление связи между игрой и содержанием курса) После игровой этап (Рефлексивный анализ игры всеми участниками)
Метод проектов
Групповые дискуссии
Имитационные игры -«Покупатель на рынке товаров» -«Рынок яблок» -«Я-маркетолог» -- «Я- предприниматель»
Метод игрового проектирования
Рефлексия