ЛОГИСТИКА
ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИСТИКИ 1. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя 2. Энергетический кризис вызвал необходимость применения логистики в экономике 3. «Тарно-упаковочная» революция, изменившая складской процесс и организацию технического и технологического обеспечение 4. Интеграция логистических функций фирмы в полную логистическую цепь: «закупки производство дистрибьюция» для достижения цели бизнеса с минимальными затратами.
В широком смысле логистиканаука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и связанных с ними информационных и финансовых потоков в определенной микро-, мезо или макроэкономической системе для достижения поставленных перед ней целей.
В узком смысле (с позиций бизнеса) логистика- интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей за счет эффективного управления материальными и сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых средств.
Основные понятия и определения
Логистическая система (ЛС) сложная организационно завершенная экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками, причем задачи функционирования этих звеньев объединены едиными (внутренними и внешними) целями бизнеса.
Звеном логистической системы (ЗЛС) называется некоторый экономически или функционально обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа или построения логистической системы, выполняющий свою локальную цель, связанную с определенными логистическими операциями или функциями.
Классификация логистических систем
Микрологистические и макрологистические системы Макрологистическая система – крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации расположенные в разных районах, регионах страны или в разных странах. Микрологистические системы – это структурные составляющие макрологистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта.
Логистическая операция - действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках поставленной задачи исследования или управления, связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материального и сопутствующих ему потоков.
Логистическая функция обособленная совокупность, логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и ее звеньями задач.
ЛФ Транспортн ые и экспедиционные компании Предприя тия оптовой торгов ли Посред ники Склады ГП предприятий изготовителей Формирование хозяйственных связей по поставкам Т или оказанию У +++ Определение объемов и направлений МП ++ Прогнозные оценки потребности в перевозках +++ Определение потребности движения Т через места складирования +
Развитие, размещение и организация складского хозяйства ++ Управление запасами в сфере обращения ++ Осуществление перевозки и всех необходимых операций с грузом в пути + Выполнение операций предшествующих и завершающих транспортировку ++ Управление складом ++
Логистический канал – упорядоченное множество звеньев ЛС, включающее в себя все логистические цепи или их участки, проводящие материальные потоки от поставщиков материальных ресурсов, необходимых для изготовления конкретного вида продукции, до ее конечных потребителей.
Логистическая цепь (ЛЦ) множество звеньев логистической системы, линейно упорядоченных по материальному потоку с целью проектирования определенного набора логистических функций и издержек.
Логистическая миссия
Логистическая система управления сквозная система управления материальным потоком по всем элементам логистической цепи данной системы.
Цель Логистического управления Груз – нужный товар; Качество – необходимого качества; Количество – в необходимом количестве; Время – должен быть доставлен в нужное время; Место – в нужное место; Затраты – с минимальными затратами; Потребитель – нужному покупателю.
Глобальные ОбщиеЧастные 1. Достижение максимального эффекта функционирования ЛС с минимальными затратами 1. Создание интегрированной системы регулирования МП и ИП 1. Снижение уровня страховых запасов 2. Разработка способов управления движением товаров 2. Сокращение времени хранения продукции в запасах 2. Моделирование ЛС и условий их надежного функционирования 3. Определение стратегии и технологии физического перемещения товаров 3. Сокращение времени перевозки 4. Разработка системы учета и анализа логистических издержек 4. Определение оптимального количества складов на обслуживаемой территории
5. Внедрение системы качества на предприятии 5.Поиски, выбор поставщиков 6. Прогнозирование объемов производства, перевозок, спроса и т.д. 6. Организация приемки, разгрузки, складирования МР 7. Выявление несбалансированности между потребностями и возможностями 7. Повышение текущего уровня сервисного обслуживания потребителей 8. Организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей 8. Выбор места расположения торговой точки 9. Проектирование и оптимизация структуры автоматизированных складских комплексов 9. Кратковременное увеличение мощности ЛС
10. Внедрение систем управления движением МП MRP, JIT и их модификаций 10. Устранение непроизводительных участков 11. Планирование мощности ЛЦ 11. Оформление заказов 12. Контроль МП12. Выбор типа торгового посредника 13. Координация деятельности различных подразделений предприятий 13. Выбор вида транспорта для перевозки грузов 14. Внешняя и внутренняя интеграция 14. Выбор маршрута перевозки 15. Разработка логистической стратегии 15. Оформление внешнеторговой сделки
Объект и предмет логистики Объектом изучения логистики являются сквозные МП, сервисные потоки и сопутствующие им финансовые и информационные потоки. Предметом изучения логистики является оптимизация МП, сервисных потоков и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.
Материальный поток это МР, незавершенная продукция, ГП рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций и отнесенные к определенному временному интервалу.
Информационный поток это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной), генерируемый исходным МП в рассматриваемой ЛС, между ЛС и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций.
Финансовый поток это направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри ЛС, между ЛС и внешней средой, необходимые для обеспечения движения определенного МП.
Функциональные области (сферы) логистического управления: 1. закупочная логистика; 2. производственная логистика; 3. распределительная логистика; 4. транспортная логистика; 5. логистика запасов; 6. логистика складирования; 7. логистика сервиса; 8. информационная логистика.
Источники экономического эффекта от использования логистики Снижение запасов на пути движения МП Снижение запасов на пути движения МП Сокращение времени прохождения товаров по ЛЦ Сокращение времени прохождения товаров по ЛЦ Снижение транспортных расходов Снижение транспортных расходов Сокращение затрат ручного труда Сокращение затрат ручного труда