СЛОВО О ЯЗЫКЕ. «Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почувствуют нашу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ВВЕДЕНИЕ Индоевропейский язык (язык-праоснова) Русский язык. Романские языки Украинский язык Общеславянский Древнерусский язык Западнославянские языки.
Advertisements

Язык и речь merelenko-su.uCoz.ru. Являются ли синонимами слова «язык» и «речь»? Он изучает русский язык. Он изучает русский язык. Он изучает русскую речь.
Стилистика русского языка и культура речи1 2. Нормы литературного языка 1. Понятие языковой нормы 2. Признаки нормы 3. Типы норм и ошибок.
Урок русского языка в 10 классе Тема: Система языка. Единицы и уровни языковой системы Задачи урока: дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве,
Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы: Клеменчук С.В. НОРМЫ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА РЕЧИ – ОТРАЖЕНИЕ ДУШИ» И.А.Суязова, учитель русского языка МКОУ «Каменская СОШ 1 с УИОП» Воронежской области.
Языковая норма Выполнили: Нифантова Алина Цырульникова Юлия.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Национальный русский язык. Роль языка в обществе. Язык и речь. Формы языка.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Что такое лингвистика? Лингвистика Происхождение языков Функционирование языков Сходство и различие языков Процессы говорения и понимания во времени.
1. группа: язык общения людей в Интернете 2. группа: повседневная речь кунгуряков 3. группа: речь учащихся МОУ СОШ 10.
Материал подготовил Алимбай Курмет Имашулы Студент 3 курса Университета Алматы.
ГИА-2013 ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ. ОСНОВА НАПИСАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО СОЧИНЕНИЯ Правильное понимание задания – основа создания лингвистического сочинения.
Понятие о литературном языке Урок русского языка в 5 классе.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Эллочка - людоедочка. Сленг: «за» и «против» Урок русского языка 10 класс Учитель Алевская Н.М.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ФГОС (РУССКИЙ ЯЗЫК). Общая характеристика программы Примерная программа по русскому языку для основной школы составлена на основе.
Транксрипт:

СЛОВО О ЯЗЫКЕ

«Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть Россию, когда они познают и почувствуют нашу речь. А до тех пор Россия будет им непонятна и недоступна, до тех пор они не найдут к ней ни духовного, ни политического пути. Пусть мир познает наш язык и через него впервые коснется нашей Родины. Ибо тогда, и только тогда он услышит не о ней, а Её». И.А. Ильин, мыслитель, // «О России»

Звук МорфемаСлово Фразеологическая единица Свободное словосочетание ПредложениеТекст Язык как система

Единицы УровниРазделы Звук Морфема Слово Формы и классы слов Предложение Фонетический Фонетика Морфемный Морфемика Лексический Лексика Морфологический Морфология Синтаксический Синтаксис

Функции языка Функции Объяснение Коммуникативная Познавательная (когнитивная) Аккумулятивная Эмоциональная Волюнтативная Служит средством общения Служит средством сознания, формирования мышления) Служит средством передачи накопленного опыта, культурно- исторических традиций от одного поколения к другому. Служит средством выражения чувств и эмоций Служит средством воздействия

«Языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом значении этого слова». А.А. Реформатский

Соотнесите признаки речи и языка Речевой продукт Язык Осязаемый, материальный Не дан в непосредственном восприятии Индивидуален, конкретен Подвижен, динамичен Более или менее стабилен Коллективен, безличность Бесконечен Имеет определенные рамки

Понятие о норме литературного языка

Важнейший признак литературного языка – нормативность. Устная речь Письменная речь Норма – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Особенности норм: Относительная устойчивость; Распространенность; Общеупотребительность; Общеобязательность; Соответствие употреблению, обычаю и возможностям языковой системы.

Языковые нормы – явление историческое. Изменение литературных норм обусловлено постоянным развитием языка. В гг. 20 столетия слова дипломник и дипломант употреблялись для выражения одного понятия – тот, кто пишет дипломную работу, с той лишь разницей, что первое слово было разговорным. В наше время эти слова не являются синонимами. Первое слово обозначает то же самое понятие, а вот словом дипломант стали называть победителей конкурсов, призеров, отмеченных дипломом. Огород – огороды, сад – сады; бок - бока, берег – берега, глаз – глаза. Почему разное окончание? Окончание –а восходит к форме двойственного числа, существовавшей в древнерусском языке и обозначавшей парные предметы. После исчезновения двойственного числа окончание – а закрепилось в языке и стало распространяться: Поезды (19 век) – поезда (20 век)

Нормы русского литературного языка Грамматические, Лексические Орфоэпические Акцентологические Стилистические

Составьте словосочетания, учитывая грамматические нормы русского литературного языка 1.Железнодорожн__ рельс___ 2.Французск__ шампунь 3.Болюч___ мозоль 4.Заказн___ бандероль 5.Лакированн__ туфель/туфля

Допишите окончания, учитывая грамматические нормы русского литературного языка 1. Газеты сообщают о падении цен на колумбийский__ кофе. 2.Поздн__ барокко характеризуется пышностью деталей. 3. Сочи расположен__ на берегу Черного моря, южнее его находится солнечное__ Сухуми. 4. Капри всегда привлекал__ многих туристов. 5.Маленьк__ подвижны__ шимпанзе с визгом бегал__ по клетке. 6.Её низк__контральто отличал__ особой красотой тембра. 7.Больш__ красн__ кенгуру нес__ в сумке детеныша. 8.Хрустальн__ бра висел__ над его кроватью. 9.Японск__ джиу-джитсу – искусство ловкости.

Исправьте ошибки, какие нормы нарушены в текстах 1. Каждый русский человек должен знать, любить и гордиться языком. 2. Приведенный тексты говорят о том, что нет прекрасней языка, как русский. Что это самый богатый язык. 3. Все ниже приведены тексты утверждают в том, что русский язык – один из богатых языков в мире. 4. Тексты объединены мыслью что русский язык очень богат и разнообразен.