Работа над задачей как средство формирования универсальных учебных действий
Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути их реализации, проектировать пути их реализации, контролировать и контролировать и оценивать свои достижения.
Как достичь эту цель? Благодаря системе формирования универсальных учебных действий
Формирование УУД – это надежный путь кардинального повышения качества образования.
Формирование универсальных учебных действий в работе над задачей Коммуникативные: речевые средства коммуникация при взаимодействии Регулятивные: целеполагание планирование способ действия контроль коррекция Познавательные: работа с информацией: поиск, запись, восприятие в т.ч. средствами ИКТ использование моделей, знаков и символов, схем логические операции: анализ, синтез, сравнение, классификация,обобщение, подведение под понятие, аналогия, суждение
Работа над задачей Решение любой задачи – процесс сложной умственной деятельности. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Так, при решении задачи ученик выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет искомые и данные числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), моделированием, а затем абстрагированием (отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия); в результате решения задач ученик обобщает знание связей между данными в условии задачи. Выполняет самостоятельную работу, записывая решение задачи, выполняет проверку после её решения, подтверждая свои предположения и оценивает свои знания. Решение любой задачи – процесс сложной умственной деятельности. В любой задаче заложены большие возможности для развития логического мышления. Так, при решении задачи ученик выполняет анализ: отделяет вопрос от условия, выделяет искомые и данные числа; намечая план решения, он выполняет синтез, пользуясь при этом конкретизацией (мысленно рисует условие задачи), моделированием, а затем абстрагированием (отвлекаясь от конкретной ситуации, выбирает арифметические действия); в результате решения задач ученик обобщает знание связей между данными в условии задачи. Выполняет самостоятельную работу, записывая решение задачи, выполняет проверку после её решения, подтверждая свои предположения и оценивает свои знания. Реальные объекты и процессы в задаче бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследование модели как мощного орудия познания. К линии моделирования можно отнести построение математических моделей для описания и решения задач, их исследование, а также интерпретацию ре- Реальные объекты и процессы в задаче бывают столь многогранны и сложны, что лучшим способом их изучения часто является построение и исследование модели как мощного орудия познания. К линии моделирования можно отнести построение математических моделей для описания и решения задач, их исследование, а также интерпретацию ререзультатов моделирования, т.е. проверку и оценку ререзультатов своей работы, соотнесение их с поставленной задачей. Модельными средствами являются различные (символические и графические) языки математики. Предметным материалом для моделирования отношения целого и частей являются текстовые задачи. результатов моделирования, т.е. проверку и оценку ререзультатов своей работы, соотнесение их с поставленной задачей. Модельными средствами являются различные (символические и графические) языки математики. Предметным материалом для моделирования отношения целого и частей являются текстовые задачи.
Текстовая задача Прочитай задачу. Расставь числа из задачи на чертеж. Велосипедист и пешеход начали движение из пунктов А и Б на- встречу друг другу. Когда велосипедист проехал 30 километров, а пешеход прошел 5 километров, они встретились. Каково рас- стояние между пунктами А и Б? В этом задании требуется сначала выделить отношение целого и частей, заданное в «готовом» виде в тексте задачи, а затем перевести его из одной знаковой формы (текста задачи)в другую (графическую), в данном случае на чертеж.
Задания, направленные на развитие анализа и синтеза. В одном пучке 12 редисок, а в другом – на 2 редиски меньше. Обозначь каждую редиску кругом и покажи, сколько редисок во втором пучке. Покажи, сколько редисок в двух пучках. В одном пучке 12 редисок, а в другом – на 2 редиски меньше. Обозначь каждую редиску кругом и покажи, сколько редисок во втором пучке. Покажи, сколько редисок в двух пучках. У хозяйки 9 кур, а уток – на 4 меньше. Обозначь каждую птицу кругом и покажи на рисунке, сколько всего птиц у хозяйки. У хозяйки 9 кур, а уток – на 4 меньше. Обозначь каждую птицу кругом и покажи на рисунке, сколько всего птиц у хозяйки. В одной корзине 20 кг яблок, а в другой – 17 кг. Пользуясь данными отрезками, покажи массу яблок в двух корзинах. В одной корзине 20 кг яблок, а в другой – 17 кг. Пользуясь данными отрезками, покажи массу яблок в двух корзинах
Поиск различных признаков предмета Андрей и Саша прыгали в длину. При первой попытке Андрей прыгнул на 35 см дальше, чем Саша. При второй Саша улучшил свой результат на 40 см, а Андрей прыгнул так же, как и при первой. Кто прыгнул дальше при второй попытке: Андрей или Саша? На сколько? Догадайся! Как записать данные этой задачи на схеме? Андрей и Саша прыгали в длину. При первой попытке Андрей прыгнул на 35 см дальше, чем Саша. При второй Саша улучшил свой результат на 40 см, а Андрей прыгнул так же, как и при первой. Кто прыгнул дальше при второй попытке: Андрей или Саша? На сколько? Догадайся! Как записать данные этой задачи на схеме?
Постановка различных заданий к данному математическому объекту. 2) У Вовы открыток в 2 раза больше, чем у Олега, а у Коли в 3 раза больше, чем у Вовы. Нарисуй схему, которая соответствует данному условию, и ответь на вопросы: 2) У Вовы открыток в 2 раза больше, чем у Олега, а у Коли в 3 раза больше, чем у Вовы. Нарисуй схему, которая соответствует данному условию, и ответь на вопросы: а) Во сколько раз у Коли открыток больше, чем у Олега? а) Во сколько раз у Коли открыток больше, чем у Олега? б) Во сколько раз у Олега открыток меньше, чем у Вовы? б) Во сколько раз у Олега открыток меньше, чем у Вовы? в) Во сколько раз у Вовы открыток меньше, чем у Коли? в) Во сколько раз у Вовы открыток меньше, чем у Коли?
Задания, направленные на умение сравнивать. Выбор из предложенных моделей той, которая соответствует задаче. Боря поймал лещей больше, чем Коля, но меньше, чем Миша. Какая схема соответствует этому условию? Выберите из предложенных задач ту, которая соответствует предложенной модели. Объясни свой выбор. а) На базе было несколько ящиков, после того как 50 ящиков увезли, осталось 90 ящиков. Сколько ящиков было на базе? б) На базе было 90 ящиков, оттуда увезли 50 ящиков. Сколько ящиков осталось?
Задания, направленные на формирование умения классифицировать. Задания, направленные на формирование умения классифицировать.
Задания, направленные на развитие умения обобщать. В данном задании учащимся предлагают на основе предложенных рисунков сделать вывод о взаимосвязи трёх величин: цены, количества и стоимости.
Работа с незаконченными моделями В гараже стояло 5 красных машин, а зелёных на 6 больше чем красных, а синих на 4 меньше, чем зелёных. Сколько синих машин было в гараже? Дополни недостающие данные в модели.
Результаты достижения Систематическая работа над текстовыми задачами, логическими задачами на уроках математики и во внеурочных занятиях способствует достижению высоких познавательных ререзультатов у детей, особенно у одарённых учеников. Систематическая работа над текстовыми задачами, логическими задачами на уроках математики и во внеурочных занятиях способствует достижению высоких познавательных ререзультатов у детей, особенно у одарённых учеников.
Сформированность универсальных учебных действий
Результаты мониторинга ууд Личностные УУД: 11 человек имеют адекватную самооценку и 4 человека – высокую. Это оптимальный уровень, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. 11 детей имеют высокий уровень школьной мотивации. Такие дети успешно справляются с учебной деятельностью. Отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Диагностика регулятивных универсальных учебных действий показала, что развитие саморегуляции, организация деятельности, отдельные свойства внимания, объем оперативной памяти сформированы у всех учащихся. Коммуникативные УУД: выявлен высокий уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация), одинаковые межличностные отношения, коэффициент удовлетворенности 49 %. Согласно результатам исследований класс можно считать благополучным. Диагностика познавательных универсальных учебных действий показала, что словесно-логическое мышление сформировано на высоком уровне у 53% учащихся, на среднем уровне сформированы у 40 % второклассников. Низкая успешность у 1 ученика обусловлена недоразвитием речи, инвалид с детства.
Мониторинг уровня знаний учащихся по математике за три года
Победители муниципальных олимпиад по математике.
Спасибо за внимание!