Компьютер и здоровье Учебный комплекс по информатике и информационным технологиям Учитель математики и информатики Гриднева Н.А.
Содержание - Введение -Время непрерывной работы за компьютером -Компьютер и утомление школьника -Компьютер и зрение -Освещение рабочего места -Размещение нескольких компьютеров -Конструктивные особенности рабочего кресла -Рабочий компьютерный стол
Введение Во время работы за компьютером лучевая трубка видеомонитора является источником электромагнитного излучения, которое при работе вблизи экрана неблагоприятно действует на зрение, вызывает усталость и снижение работоспособности.
Непрерывная длительность занятий за компьютером не должна превышать: для учащихся 1 классов (6 лет) – 10 минут; для учащихся 2-5 классов – 15 минут; для учащихся 6-7 классов – 20 минут; для учащихся 8-9 классов – 25 минут; для учащихся 10 – 11 классов: на первом часу учебных занятий – 30 минут; на втором часу – 20 минут.
Для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно – сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног, следует проводить физкультпаузы. Для снятия локального утомления индивидуально или организованно должны использоваться упражнения целенаправленного назначения под контролем учителя.
Комплексы упражнений следует менять через 2-3 недели. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было чётким и контрастным. Необходимо также исключить возможность засветки экрана, поскольку блики снижают контрастность и яркость изображения. Экран видеоманитора должен находиться ог глаз пользователя на расстоянии мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов. Уровень глаз при вертикально расположенном экране должен приходиться на центр или 2/3 экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана. Оптимальное ее отклонение от перпендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоскости, не должно превышать ±5 градусов, допустимое ±10 градусов При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне.
-Помещение, где эксплуатируется компьютеры, должны иметь искусственное и естественное освещение. Желательно выбирать такие помещения, выходящие окнами на север и северо-восток и оборудованные регулируемыми устройствами типа жалюзи, занавесей, внешних козырьков и др. -Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева. Несмотря на то, что экран светится, занятия должны приходить не в темном, а в хорошо освещенном помещении.
К аждое рабочее место в компьютерном классе создает электромагнитное поле с радиусом 1,5 м и более. Оптимальное расположение оборудования должно исключать влияние излучения от компьютера на учащихся, работающих за другими компьютерами. З апрещается использование одного компьютера для одновременной работы двух и более школьников независимо от их возраста.