Метод проектов как технология формирования ключевых компетенций обучающихся
Проблемы современного образования Как сформировать у учащихся информационную компетенцию? Как научить применять знания на практике? Как сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию? Как изменить отношения между учеником и учителем?
Цели современного образования Развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству. Толерантность, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Формирование высокого уровня правовой культуры.
Образованный человек « Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере возникновения у него такой потребности при решении стоящих перед ним проблем, умеющий применять имеющиеся знания в любой ситуации».
Метод проектов возник во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, Джон Дьюи - основоположник метода( ), американский философ-идеалист
Теория Джона Дьюи Ребёнок в своём развитии повторяет путь человечества в познании мира. Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс. Ребёнок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а благодаря возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего учения (путём «делания», используя индуктивный метод познания – от общего к частному).
Условия успешности Проблематизация учебного материала. Активность ребёнка. Связь обучения с жизнью, игрой, трудом.
Методические приёмы Учитель подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти решение. Сталкивает противоречия в практической деятельности. Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Предлагает рассмотреть явление с различных позиций. Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы. Ставит конкретные вопросы. Ставит проблемные задачи.
Сознательность усвоения учебного материала Владение многозначностью. Умение сжимать и обобщать информацию. Умение мыслить абстрактно, отвлекаясь от конкретного. Умение находить ведущие принципы любого явления.
Последователи Дж. Дьюи за рубежом Профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Кильпатрик
В 1920 г. «Метод проектов» и его вариант «Дальтон-план» стали использоваться в школах России
Слово Проект (от лат. projects) в буквальном переводе - брошенный вперед Слово « проектирование » происходит от слова « проект » и обозначает деятельность, инициируемую проблемой, включающую строго упорядоченную последовательность действий, приводящую к реальному результату.
Определение проекта «Проект – метод, предполагающий определённую совокупность учебно- познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов» (Е.С.Полат).
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТОВ По основным сферам деятельности – технический, организационный, экономический, социальный, образовательный, смешанный. По составу и структуре – монопроект, мультипроект, мегапроект. По длительности – краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный. По характеру предметной области – инновационный, научно- исследовательский, учебный, смешанный.
Учебный проект Проблема проекта «Почему?» Актуальность это важно для меня проблемы – мотивация Цель проекта «Зачем?» Целеполагание мы делаем проект Задачи проекта «Что?» Постановка задач для этого мы делаем Методы и способы «Как?» Выбор способов мы это можем делать и методов, планирование Результат «Что получилось?» Ожидаемый как решение проблемы результат
Этапы осуществления проекта 1 этап – погружение в проект. 2 этап – организация деятельности. 3 этап – осуществление деятельности. 4 этап – презентация.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности: Рефлексивные умения Поисковые (исследовательские) умения Навыки оценочной самостоятельности Умения и навыки работы в сотрудничестве Менеджерские умения и навыки Коммуникативные умения Презентационные умения и навыки
Метод учебного проекта характеризуется как: личностно-ориентированный; обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности; построенный на принципах проблемного обучения; развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии; формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах; воспитывающий целеустремлённость, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу; здоровьесберегающий.
«ПОДВОДНЫЕ КАМНИ» ПРОЕКТНОГО МЕТОДА переоценка результата проекта и недооценка его процесса превращение проекта в реферат обеспечение содержательного единства тем реализации воспитательных задач
ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ- это проект, выполняемый с использованием таких компьютерных средств, как электронная почта и WWW (сеть Интернет-сайтов): интерактивные приключенческие игры между двумя или более школами; межшкольные литературные журналы, газеты и т. п.; проекты, предполагающие сбор разнообразных фактов или данных и статистическую обработку; экологические проекты; совместное написание литературных произведений различных жанров; сравнительное изучение курсов истории, географии и т. д., преподающихся в школах разных стран; изучение и анализ спортивных результатов и проведение совместных спортивных мероприятий.
ФОРМЫ ПРОДУКТОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в … ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстраций; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.
Рефлексия 1. Я ничего нового для себя не узнала. 2. Я актуализировала свои знания. 3. Полученные знания были для меня новыми. Буду ли я применять полученные знания в своей практике? Что особенно понравилось (не понравилось)? Какие вопросы остались для Вас непонятными? На какие вопросы Вы бы хотели получить ответ?