Подготовка к сочинению по картине А.Пластова «Летом». Урок развития речи (5 класс)
Цели урока: подготовить уч-ся к сочинению – описанию картины с элементами повествования. Задачи: Отобрать необходимый материал; Составить план сочинения.
Первые впечатления об изображённом что вы ощущаете, видите, слышите, чувствуете, какое настроение охватывает
Первые впечатления об изображённом Тепло летнего дня, полуденный зной, дуновение ветерка, запах трав и грибов Тепло летнего дня, полуденный зной, дуновение ветерка, запах трав и грибов Шорох листвы берёзы, пение птиц Шорох листвы берёзы, пение птиц Солнечная поляна, стволы берёз, отдыхающие люди с дарами леса Солнечная поляна, стволы берёз, отдыхающие люди с дарами леса Чувство покоя, лёгкой, приятной усталости, радости от удачного похода в лес Чувство покоя, лёгкой, приятной усталости, радости от удачного похода в лес
Внимательнее всмотримся в картину: Какова композиция её? Композиция- расположение частей чего-либо Кто или что на ней изображено? На фоне чего? Какое это время года?
Внимательнее всмотримся в картину, запишем словосочетания Залитая солнцем поляна на опушке леса, толстые стволы двух берёз, тень под раскидистой кроной Залитая солнцем поляна на опушке леса, толстые стволы двух берёз, тень под раскидистой кроной Летний полдень Летний полдень В тени деревьев фигуры грибниц, отдыхающих на траве и собаки В тени деревьев фигуры грибниц, отдыхающих на траве и собаки
Присмотритесь к фигурам людей их внешний вид, позу, выскажите предположение, что чувствуют, о чём думают они
Внимательнее всмотримся в картину, запишем словосочетания Сидит девочка в светлом платье, алый платок, на коленях синяя кружка, перебирает ягодки; радуется хорошему грибному «улову»? Женщина (мама?бабушка?) в тёмном платье, платком повязанная голова, отдыхает (спит), лёжа на траве позади девочки; думает о вкусном ужине для домочадцев?
Кто ещё изображён на картине? Опишите собаку Её позу Окраску Возможно, и она что-то чувствует? Какие предметы изображены на картине?
Внимательнее всмотримся в картину, запишем словосочетания Около девочки вполглаза дремлет собака, положив морду на лапы, Около девочки вполглаза дремлет собака, положив морду на лапы, Светлая с коричневыми подпалинами, Светлая с коричневыми подпалинами, Охраняет хозяев, вспоминает вспугнутую птичку, зайца? Охраняет хозяев, вспоминает вспугнутую птичку, зайца? В высокой траве стоят корзина и ведёрко, наполненные грибами и кувшин с водой В высокой траве стоят корзина и ведёрко, наполненные грибами и кувшин с водой
Расскажите об авторе этой картины: С каким чувством работал художник над этой картиной? Что его тронуло в этих простых деревенских людях? Что он хотел передать нам, зрителям?
Составим план сочинения: 1. Первые впечатления от картины. 2. Какова композиция картины? 3. Описание фигур людей: а) девочка в центре; б) женщина позади девочки; в) собака и предметы. 4. Чувства автора, которые передаются нам.
Ваша Муза где-то рядом… А теперь, используя записи, которые мы сделали в течение урока, напишем сочинение по картине. Постарайтесь не просто описать предметы и людей, но постарайтесь передать ваши ощущения, мысли, чувства.