Критерии и показатели эффективности внеурочной деятельности в ОУ в рамках введения ФГОС НОО Заместитель директора по НМР МОУ-СОШ 9 города Аткарска Саратовской области Селина Т.А.
Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Цель внеурочной деятельности Способствовать личностному становлению учащихся. Способствовать развитию творческих способностей учащихся, предоставить возможность реализации им в различных видах деятельности. Способствовать формированию коллективной деятельности в детских коллективах. Проводить организационную и психолого-педагогическую подготовку учащихся.
Основные направленияВиды деятельности Спортивно-оздоровительное Художественно-эстетическое Научно-познавательное Военно-патриотическое Общественно-полезная деятельность Проектная деятельность Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.
НаправлениеПрограммы (рабочие)Формы работыРешаемые задачи Спортивно- оздоровительное «Час здоровья» «Водное поло» «Разговор о правильном питании» Занятия ФОКе, на свежем воздухе, беседы, соревнования, игры Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья Духовно-нравственное, патриотическое «Я – гражданин своей страны» «Уроки вежливости» Выставки рисунков, тематические классные часы; беседы, экскурсии, театрализованные игры Развитие нравственных качеств личности; привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества; Умение управлять своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми
Художественно- эстетическое «Театр – детям» «Семь нот» «Умелые руки» Занятия в театральном/хорово м кружке, художественное творчество, экскурсии, посещение концертов, театра, создание творческих проектов. Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций Общеинтеллектуальн ое «Информатика» «Шахматы» Занятия в компьютерном классе, беседы, игры, соревнования, проектирование, исследовательская деятельность Развитие у детей мышления, логики, суждений, способности делать умозаключения, предвидеть результаты своей деятельности способствование формированию функциональной грамотности Проектная и исследовательская деятельность «История нашего города» «Школа проектов» -реализация через другие направления внеурочной деятельности Познавательные, социальные проекты, исследовательские работы, конкурсы, конференции, выставки Формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, разработка и реализация учебных и учебно-трудовых проектов
Анализ общего состояния внеурочной деятельности включенность учащихся в систему внеурочной деятельности соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
Участие учащихся во внеурочной деятельности ФИ ученикаПосещение детских объединенийКлассные делаВнеклассные дела Театр- детям Семь нот Умелые руки …
КритерииПоказателиПриемы и методы изучения Вовлеченность учащихся в систему внеурочной деятельности. - Охват учащихся программами внеурочной деятельности. - Сохранность контингента. - Сформированность активной позиции учащихся во внеурочной деятельности. Анализ участия учащихся во внеурочной деятельности. Педагогическое наблюдение. Метод незаконченного предложения. Соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы. Гуманистическая направленность деятельности. Системность организации внеурочной деятельности. Вариативность видов, форм и способов организации внеурочной деятельности. Направленность деятельности на развитие и проявление творчества, формирование успешности. Метод экспертной оценки. Методы индивидуальной и групповой оценки. Анкетирование. Педагогическое наблюдение.
Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности. 1. Обеспеченность кадровыми ресурсами. 2. Обеспеченность информационно- технологическими ресурсами. 3. Обеспеченность финансовыми ресурсами. 4. Обеспеченность материально- техническими ресурсами. 1. Метод экспертной оценки. 2. Методы индивидуальной и групповой оценки. 3. Анкетирование. 4. Педагогическое наблюдение
Воспитание – управление процессом развития личности ребенка (человека) через создание благоприятных условий Диагностика Личность младшего школьника Детский коллектив Профессиональная позиция учителя
Диагностика личности младшего школьника КритерийПоказателиМетодики 1. Самоопределение- формирование основ гражданской идентичности личности - формирование картины мира культуры - развитие Я-концепции и самооценки личности. «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера) «Кто я?» (М.Кун) 2. Смыслообразованиеформирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе Методика «Цветик- семицветик» «Шкала выраженности учебно-познавательного интереса» (по Г.Ю.Ксензовой) Опросник мотивации «Беседа о школе» (Т.А.Нежновой, Д.Б.Эльконина, А.Л.Венгера)
3. Нравственно-этическая ориентация - формирование единого образа мира при разнообразии культур -развитие этических чувств как регуляторов морального поведения - знание основных моральных норм - формирование моральной самооценки -развитие доброжелательности, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни 1. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (1 класс) 2. Адаптированный вариант теста Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников.(3- 4классы) 3. Методика «Репка» 4. Методика С.М. Петровой «Русские пословицы» 5. Методика «Что мы ценим в людях» 6. Методика Н.Е. Богуславской «Закончи предложение»
Диагностика детского коллектива КритерийПоказателиМетодикиЦель Сформированность детского коллектива 1-благоприяный психологический микроклимат. 2-уровень развития коллективных взаимоотношений. 3- развитость самоуправления. 4-наличие традиций. Социометрия. Индекс групповой сплоченности. Методика А.Н. Лутошкина « Какой у нас коллектив» Методика определения уровня развития самоуправления (По Рожкову) Методика «Самочувствие. Активность. Настроение» Изучить состояния эмоционально – психологических отношений в детском коллективе и положения в нем каждого ребенка. Определить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом. Сформированность мотивации учащихся к участию в общественно- полезной деятельности коллектива 1. включенность обучающихся во внеурочную деятельность Методика «Выявление мотивов учащихся в делах классного и общественного коллективов» - анализ участия во внеклассных и школьных мероприятиях Сформированность коммуникативной культуры учащихся 1.Коммуникабельнось 2. Взаимодействие со сверстниками, родителями, педагогами Методика выявления организаторских и коммуникативных склонностей ( по В.В. Синявскому и В.А. Фидоришину.) выявление коммуникативных склонностей учащихся, выявление лидерских склонностей учащихся.
Эффективность системы внеурочной деятельности КритерииПоказателиПриемы и методы изучения 1. Продуктивность внеурочной деятельности. 1) Уровень достижения ожидаемых результатов (знания, умения, навыки, сформированные в процессе занятий) 2) Достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности. 1.Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности. 2.Анализ содержания «портфеля достижений» учащихся. 3.Анализ результатов участия детей в мероприятиях состязательного характера. 4.Педагогическое наблюдение. 5.Метод незаконченного предложения. 6.Методика «Репка»
Уровни результатов внеурочной деятельности Первый уровеньВторой уровеньТретий уровень Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс) Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), понимание социальной реальности и повседневной жизни Формирование позитивного отношения школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура) Получение школьником опыта самостоятельного социального действия (опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по проблемным вопросам, опыт интервьюирования, опыт волонтерской деятельности, опыт работы в команде, опыт организации) Взаимодействие с учителямиВзаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде
2. Удовлетворенность учащихся, их родителей, педагогов организацией внеурочной деятельности и ее результатами 1) Удовлетворенность младших школьников участием во внеурочной деятельности. 2) Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением ребенком внеурочных занятий. 3) Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением внеурочной деятельности, ее результатами. 1. Тестирование. 2. Беседа. 3. Анкетирование. 4. Цветопись. 5. Метод незаконченного предложения.
Оценка деятельности учителя КритерииПоказателиБаллы Эффективность работы кружка/ секции/ клуба 1.Посещаемость, сохранность контингента. Более 10 человек – 1б 2. Проектная деятельность учащихся.Не менее 1 – 1б 3. Участие учащихся в выставках, конкурсах, проектах, соревнованиях и т.п. вне школы Участие – 1б Призовые места – 2б 4. Проведение различных мероприятий Не менее 1 – 1б Удовлетворенность организацией образовательного и воспитательного процесса 1. Удовлетворенность учащихся жизнью в творческом объединении Позитивные отзывы % - 1б 2. Удовлетворенность родителей деятельностью педагога Позитивные отзывы % - 1б 3.Наличие благодарностей, грамот1б Проектирование и прогнозирование образовательного и воспитательного процесса 1.Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям 1б 2. Планирование воспитательной работы на год 1б 3. Ведение журнала и другой документации Отсутствие замечаний -1б Использование новых воспитательных технологий Применение современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход Описание не менее 3-х -1б Обобщение и распространение опыта1. Участие в работе конференций, семинаров и т.д. 1б 2. Презентация опыта на различных уровнях 1б
Список использованной литературы Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001 Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов – М.: Просвещение, 2011 Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/ Данилюк А.Я.,Кондаков А.М., Тишков В.А. – М.: Просвещение, 2009 Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов/ Е.Н.Степанов - Завуч начальной школы 6/2011