В.В.Морушкина
2 Цели урока: ввести понятия «собственная скорость», «скорость по течению», «скорость против течения»; научиться решать различные типы задач на движение по реке; научиться применять полученные знания в повседневной жизни В.В.Морушкина
3 Водный транспорт Чебоксар имеет многовековую историю. В конце 19 – начале 20 века купцы братья Таланцевы имели пароход и причалы на Волге и Суре. Берег застраивался купеческими хлебными амбарами, торговыми лавками В.В.Морушкина
4 Жил да был в Твери, русском городе, честной купец, Афанасий Никитин. По делам торговым – купеческим ходил, ездил, плавал в края далекие – чужеземные, страны разные. Летом 1466 года поплыл Афанасий Никитин с товарищами своими, купцами, по матушке – Волге В.В.Морушкина
5 Девиз всех мореплавателей и путешественников: «Бесстрашие и решимость. Вперед, и только вперед, туда, где еще никто не бывал!» В.В.Морушкина
6 Устная разминка Катер проплыл 80 км со скоростью 40 км/ч. Сколько времени он затратил? Какой путь прошёл теплоход за 3 ч, двигаясь со скоростью 27 км/ч? Моторная лодка проплыла по реке расстояние в 72 км за 6 часов. С какой скоростью шла моторная лодка по реке? В.В.Морушкина
7 Компоненты движения v - скорость t - время S - расстояние S = v t В.В.Морушкина
8 Вывод: в озере вода не двигается, то есть не течёт, поэтому движение по озеру называют движением в стоячей воде, а на реке течение помогает или мешает движению лодки В.В.Морушкина
9 v по озеру = v в стоячей воде = v собств. v по теч. = v по озеру + v теч. v против теч. = v собств. – v теч В.В.Морушкина
10 С какой скоростью будет двигаться плот по озеру и по реке? v плота по озеру = v собств. v плота по реке = v течения реки В.В.Морушкина
11 Какая скорость получится V пр. теч. + V теч. V по теч. - 2V теч. V соб. + V теч. (V по теч. + V пр. теч. ) : 2 (V по теч. – V пр. теч. ) : 2 = V соб. = V пр. теч. = V по теч. = V соб. = V теч В.В.Морушкина
12 Задача 1. На путь из пункта А в пункт В теплоход затратил 1 ч. 40 мин., а на обратный путь – 2 ч. В каком направлении течёт река? Задача 2. Скорость катера в стоячей воде 12 км/ч, а скорость течения реки - 3 км/ч. Определите скорость катера по течению и против течения реки; путь катера по течению за 3 ч.; путь катера против течения за 5 ч. Задача 3. Найдите собственную скорость катера, если его скорость против течения 42 км/ч, а скорость течения реки 4 км/ч В.В.Морушкина
13 Задача 4. Найдите скорость лодки в стоячей воде, если скорость лодки по течению 19 км/ч, а скорость течения реки 3 км/ч. Задача 5. Из Чебоксар одновременно вниз по Волге пустились в плавание два туриста. Один – на плоте, а другой на вёсельной лодке. Скорость плота 1 м/с, а собственная скорость лодки 2 м/с. Кто раньше доберется до ГЭС? В.В.Морушкина
14 Задача 6. Скорость катера против течения реки равна 22 км/ч. Найдите скорость катера по течению, если скорость течения реки равна 3 км/ч. Решение. v собств. = = 25 км/ч v по теч. = = 28 км/ч Ответ: 28 км/ч В.В.Морушкина
15 Задача 7. Скорость катера по течению реки равна 21 км/ч. Найдите скорость катера против течения, если скорость течения равна 4 км/ч. Решение. v собств. = = 17 км/ч v против теч. = = 13 км/ч Ответ: 13 км/ч В.В.Морушкина
16 Задача 8. Скорость теплохода по течению реки равна 62 км/ч, а против течения – 50 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и скорость течения реки. Решение. v теч. = ( 62 – 50 ) : 2 = 6 км/ч, v собств. = 62 – 6 = 56 км/ч Ответ: 56 км/ч, 6 км/ч В.В.Морушкина
17 Задача 9. Скорость течения реки 2 км/ч. Собственная скорость катера 15 км/ч. Сколько километров прошел катер, если по течению он шел 3 ч., а против течения 2 ч. Решение. v по теч. = = 17 км/ч v против теч. = = 13 км/ч = 77 км Ответ: 77 км В.В.Морушкина
18 Заполнить таблицу V соб. (км/ч) V теч. (км/ч) V по теч. (км/ч) V пр. теч. (км/ч) В.В.Морушкина
19 Три моря Каспийское, Индийское и Чёрное прошел Афанасий Никитин. Повидал много земель и народов, но лучше своей земли, краше реки Волги не видел В.В.Морушкина
20 Реки Чувашии Большой Цивиль, Малый Цивиль, Сура, Аниш, Моргаушка, Кубня и др. Домашнее задание: узнать у родителей скорость течения одной из рек, протекающих по нашей республике, составить по полученным данным две задачи и решить их. Цель д/з: составление сборника наших задач В.В.Морушкина
21 Спасибо за урок! Хорошего Вам настроения! В.В.Морушкина
В.В.Морушкина
В.В.Морушкина