2 Моногибридное скрещивание, генетика пола, сцепленное с полом наследование, ЕГЭ линия С 6 Составила: учитель биологии Устенко И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Законы Грегора Менделя. Формулировка 1 закона Менделя Закон единообразия первого поколения гибридов, или первый закон Менделя. При скрещивании двух гомозиготных.
Advertisements

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом.
ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГЕНЕТИКИ Грегор Иоганн Мендель (20 июля июня 1884) С древних времен люди на интуитивном уровне подозревали что.
1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петровская средняя общеобразовательная школа Урюпинский район Волгоградская область Составитель: Галковская.
Изучаем самостоятельно законы Г.Менделя. Волошина О.И.2 Моногибридное скрещивание – скрещивание родительских форм отличающихся по одной паре анализируемых.
Повторение. Дайте определение следующим терминам: Генетика Гены Наследственность Изменчивость Генотип Фенотип Доминантный признак Рецессивный признак.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
На уроке мы должны: Познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики Изучить закономерности наследования признаков, установленные.
Генетика Решение задач. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы.
Генетика История развития генетики. Основные понятия. МАОУ лицей 8 им. Н.Н. Рукавишникова, г.Томск Батракова Ксения Андреевна, учитель биологии.
Г. Мендель Г. Мендель МЕНДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн ( ), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм).
Учитель химии и биологии Михайличенко Г.В. История развития генетики. Гибридологический метод.
Законы Грегора Менделя. Задачи урока: -Познакомиться с опытами Г.Менделя -Изучить закономерности наследования: единообразие гибридов первого поколения,
1. Изучить закон независимого наследования Менделя, углубить знания основных понятий генетики. 2. Развивать умение пользоваться генетической символикой;
Дигибридное скрещивание.Третий закон Г.Менделя.. Вспомним: Что обозначает термин моногибридное скрещивание? Как называется скрещивание, если используемые.
Тема : Тема : Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. 1 Д/З § 24,25 вопросы (задачи) Учитель биологии МБОУ СОШ 10 п.Раздольное.
«СКАЖИ МНЕ, И Я ЗАБУДУ ПОКАЖИ МНЕ, И Я ЗАПОМНЮ ДАЙ МНЕ ДЕЙСТВОВАТЬ САМО МУ, И Я НАУЧУСЬ»
Работу выполнила: ученица 10 класса Матвиенко Юлия Руководитель: Братына Татьяна Леонидовна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Клюквинская.
Презентация к уроку (биология, 10 класс) по теме: Презентация.Третий закон Менделя. Анализирующее скрещивание.
Презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме: Законы Г. Менделя
Транксрипт:

2 Моногибридное скрещивание, генетика пола, сцепленное с полом наследование, ЕГЭ линия С6 Составила: учитель биологии Устенко И.В.

Основные понятия генетики Наследственность - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом Локус гена – строго определенное место гена в хромосоме Гибридологический метод – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга какими-либо признаками, и последующий анализ характера наследования этих признаков у потомства Чистые линии – генотипический однородное потомство, гомозиготное по большинству генов 3

Основные понятия генетики Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена Гетерозигота - организм, содержащий два разных аллельных гена 4

Основные понятия генетики Альтернативные признаки – противоположные (красный – белый; высокий – низкий) Доминантный признак – преобладающий, подавляющий Рецессивный признак - подавляемый Генотип – совокупность генов организма Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков организма 5

Основные понятия генетики Моногибридное скрещивание – скрещивание, при котором родительские организмы отличаются друг от друга лишь по одному признаку Дигибридное скрещивание – скрещивание особей, которые отличаются друг от друга по двум признакам. Анализирующее скрещивание – скрещивание особи, генотип которой неизвестен, с особью, гомозиготной по рецессивному гену (а) Неполное доминирование – это случаи, когда доминантный ген не полностью подавляет рецессивный ген из аллельной пары. При этом будут возникать промежуточные признаки. 6

Законы генетики Первый закон Менделя (правило единообразия гибридов первого поколения) – при скрещивании двух гомозиготныййх организмов (чистых линий), отличающихся друг от друга одним признаком, в первом поколении проявляется признак только одного из родительских организмов. Этот признак называется доминантным, а поколение по данному признаку будет единообразным Второй закон Менделя (закон расщепления) – при скрещивании между собой особей первого поколения во втором поколении наблюдается расщепление признаков в отношении 3:1 (3 ч доминантных и 1 ч рецессивных) 7

Законы генетики Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) – при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга Закон Моргана – гены, находящиеся в одной хромосоме, при мейозе попадают в одну гамету, т.е. наследуются сцеплено Закон чистоты гамет – гаметы чисты, т.е. при формировании гамет в каждую из них попадает только по одному гену из каждой аллельной пары. 8

Символы: P – родительское поколение F 1 - первое поколение потомков F 2 – второе поколение потомков A – ген, отвечающий за доминантный признак а – ген, отвечающий за рецессивный признак - женская особь - мужская особь АА – гомозигота по доминантному гену а – гомозигота по рецессивному гену Аа - гетерозигота 9

Задача 2. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготныйх родителей. Пример краткой записи Дано: А – ген карие глаза а – ген голубые глаза Р – гетерозиготныйе, кареглазые Определить: фенотип и генотип F 1 Решение Генотип гетерозиготныйх кареглазых родителей - Аа 10

11

Задача 1. У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины губы – толстые. У отца мужчины губы были тонкими. а) Сколько типов гамет образуется у женщины ? б) Сколько типов гамет образуется у мужчины ? в) Какова вероятность рождения ребенка с тонкими губами? г) Сколько разных генотипов может быть у детей ? д) Сколько разных фенотипов может быть у детей? 12

Задача 2. У человека карие глаза доминируют над голубыми. Кареглазый мужчина, отец которого также имел карие глаза, а мать была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине. У них родились 8 детей. а) Сколько разных генотипов у детей? б) Сколько детей имеют карие глаза? в) Сколько детей гомозиготныйй? г) Сколько типов гамет образуется у мужчины? д) Сколько типов гамет образуется у голубоглазого ребенка? 13

14 Задача 3. Гладкая окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготныйх растений с полосатыми плодами? ?-гладкая окраска ?-полосатая окраска Фенотип Р: Генотип Р: ? Гаметы: ? Генотип F: ? Фенотип F: ? Х

15 Задача 4 Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых родителей. Отец женщины имел голубые глаза, а в роду мужчины все родственники по материнской и отцовской линии были кареглазыми. Известно, что карие глаза являются доминантным признаком

16 Задача 5 У человека ген полидактилии доминирует над нормальной пятипалой рукой. В семье, где у одного родителя шестипалая кисть, а у второго – нормальное строение кисти, родился ребенок с нормальным строением кисти. Определите вероятность рождения второго ребенка без аномалии.

17 Задача 6 У фасоли черная окраска кожуры доминирует над белой. Определить окраску семян, полученных в результате скрещивания гомозиготныййх растений с черной окраской семенной кожуры с растениями с белыми семенами.

18 Задача 7 Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми. В результате скрещивания этих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Каким будет потомство, если скрестить гибриды с розовыми ягодами?

19 Задача 8 Гладкая поверхность семян доминирует над морщинистой. Рассмотрите рисунок и определите генотип родителей. 50%

20 Задача 9 Какая окраска шерсти у кроликов доминирует? Каковы генотипы родителей и гибридов первого поколения? Х F:F: Р:

21 Задача 10 Какая форма плодов доминирует? Каковы генотипы родителей и потомства первого и второго поколения? Х Р: F 1:F 1: F 2: 75% 25% 100%

22 Задача 11 Определите генотипы исходных растений, если в случае (А) оба растения гетерозиготный по окраске, а в случае (В) гетерозиготной лишь одно растение. Составьте схемы скрещивания и укажите фенотипы и генотипы потомства в обоих случаях А) Х В) Х Р:

23 Задача 12 Определите, какая окраска шерсти доминирует у мышей? Назовите генотипы родительских форм и гибридов первого поколения, если известно, что родители гомозиготныйй. Каковы будут фенотипы и генотипы гибридов второго поколения? Р: Х F 1:F 1: F 2: ?

24 Задача 13 У ночной красавицы красная окраска цветка неполно доминирует над белой. Составьте схему скрещиваний получения потомства первого и второго поколения. Каково будет расщепление по фенотипу во втором поколении? Р: Х F 1:F 1:

ЕГЭ С Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветами. Их потомство оказалось с розовыми цветами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признака. 25

26 Задача 15 Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом. а) Сколько типов гамет может образоваться у отца? б) Сколько типов гамет может образоваться у матери? в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье? г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье? д) Какова вероятность того, что второй ребенок может родиться больным?

27 Задача 16 У гороха нормальный рост наследуется как доминантный признак. Нормальное растение гороха скрещено с карликовым. В потомстве произошло расщепление признаков: 123 растения нормальных, 112 карликовых. Определите генотипы родителей и потомков.

28 Задача 17 Альбинизм у человека наследуется как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет нормальную пигментацию, первый ребенок имеет нормальное развитие пигмента, а второй альбинос. Определите генотипы родителей и двух детей. Какова вероятность рождения третьего ребенка здоровым?

29 Задача 18 У львиного зева растения с широкими листьями при скрещивании между собой дают потомство тоже с широкими листьями, а растения с узкими листьями – только потомство с узкими листьями. В результате скрещивания широколистной и узколистной особей возникают растения с листьями промежуточной ширины. Каким будет потомство от скрещивания двух особей с листьями промежуточной ширины

30 Задача 19 Были взяты 6 кроликов – самок и скрещены с рецессивным гомозиготныййм черным самцом. В пяти случаях все потомство состояло из серых кроликов. В одном случае среди 9 кроликов было 5 серых и 4 черных. Напишите генотипы родителей и потомства во всех случаях скрещивания.

31 Задача 20 У собак короткая шерсть доминирует над длинной. Охотник купил собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу надо подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки? Составьте схему скрещивания. Каков должен быть результат, если собака чистопородная?

32 Задача 21 У мышей длинные уши наследуются как доминантный признак, а короткие уши – как рецессивный. Скрестили самца с длинными ушами с самкой с короткими ушами. В первом поколении все потомство получилось с длинными ушами. Определите генотип самца.

33 Задача 22 Кохинуровые норки (светлая окраска с темным крестом на спине) получаются в результате скрещивания белых норок с темными. Какое потомство можно ожидать от скрещивания кохинуровых норок с белыми?

34 Задача 23 У человека ген праворукости доминирует над геном леворукости. Женщина –правша выходит замуж за мужчину – правшу. Известно, что отцы у обоих были левшами. Какова вероятность рождения левшей в этой семье?

ЕГЭ С6 24 Женщина, носительница рецессивного гена гемофилии, вышла замуж за здорового мужчину. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, соотношение генотипов и фенотипов. 35

ЕГЭ С

ЕГЭ С6 26 У кур встречается сцепленный с полом летальный ген (а), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили нормальную курицу с гетерозиготныйм по этому гену петухом (у птиц гетерогаметный пол – женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей (Р), пол и генотип возможного потомства и вероятность гибели эмбрионов. 37

ЕГЭ С

ЕГЭ С