Лазарева В.А., заслуженный учитель Р.Ф. Г. Балаково. 2015
* 1. Познакомить с М. Лермонтовым и М.Врубелем времени работы над поэмой и картинами * 2.Показать, что картины М. Врубеля по-своему освещают другие грани лермонтовского «Демона»
Маршрут экскурсий: * 1 зал- Общий. (Кадры 4-9) * 2 зал- Наш музей (Залы 1-8) * 3 зал- Поэма М.Лермонтова «Демон» и рисунки, картины М.Врубеля равновелики
Можно привести немало примеров содружества литературы и других видов искусства: Пушкин – И.Я. Билибин – П.И. Чайковский, М.Ю. Лермонтов – М. Врубель – А. Рубинштейн, Н.В. Гоголь – П.М.Боклевский – Р.К. Щедрин.
М.Лермонтов-М.Врубель-Демон
Духовное родство
Варианты поэмы и картин
М. Лермонтов и М. Врубель в Саратове
Рисунки Лермонтова
«Демониада» – наш музей Зал 1. Пока не тот Демон
Счастливый первенец творенья! Не знал ни злобы, ни сомненья, И не грозил уму его Веков бесплодных ряд унылый… И много, много… И всего Припомнить не имел он силы! Зал 2.«Он был похож на вечер ясный»
Представляем различные варианты одной и той же картины Под ним Казбек, как грань алмаза, Снегами вечными сиял… И дик и чуден был вокруг Весь божий мир… Зал 3.«Дух изгнанья» летел над грешною землей
Вот один из них - «Пляска Тамары» Демон стоит на скале и смотрит на танцующую Тамару. Он словно в театре, но образ танцующей был бы неполным, если бы не был изображён на фоне величественной и неприступной природы Кавказа. Демон любуется Тамарой, и в нём рождаются мечты о прежнем счастье. Что это? Признак возрождения? Сомневаемся. И, глядя на Тамару, …вновь постигнул он святыню Любви, добра и красоты. Зал 4. «…в последний раз она плясала» В 1891 г. Вышло юбилейное издание сочинений М. Лермонтова с иллюстрациями в том числе и Врубеля. Смысл и дух лермонтовских произведений он не мог изменить, но это не избавляло художника от невольного отхода от поэта. Эти иллюстрации отнесены к наиболее совершенным произведениям Врубеля.
Как известно, главный мотив поведения Демона в поэме является искренняя любовь, давшая ему надежду на возрождение, но вместе с тем автор сомневается в искренности своего героя, говоря: «умысел жестокий», «увы, злой дух торжествовал!». Серия картин Врубеля отражает этот сюжет: «Демон у стен монастыря», когда происходит мучительная борьба в душе героя. Он постигает тоску и волнения любви. Если на первой картине мы видим стену, которая как бы отгораживает Демона от важного решения, то на второй-борьба внутри. Врубель убирает стену, и мы уже видим борьбу внутри героя, что соответствует содержанию поэмы. Он хочет в страхе удалиться… Его крыло не шевелится! И чудо! Из померкших глаз Слеза тяжелая катится Зал 5. «И чудо! Из померкших глаз Слеза тяжелая катится»
Особенно интересны варианты рисунков «Демон и Тамара», которым можно дать другое название «Люби меня». На лице врублевской Тамары страсть и в то же время боязнь совращения, греха. Могучий Демон произносит свою нечеловеческую клятву: Я опущусь на дно морское, Я полечу за облака, Я дам тебе все, все земное- Люби меня! И будешь ты царицей мира, Подруга верная моя Тамара не устояла: Одна рука ее отталкивает Демона, а другая тянется к объятьям. Рисунки не расходятся с сюжетом поэмы, но Демон-соблазнитель был чужд Врубелю, поэтому он здесь обрисован несколько поверхностно. Зал 6. «Над ней упрямо он сверкал, неотразимый, как кинжал»
Последний рисунок из серии 1891 года- «Тамара в гробу» Поцелуй Демона-это смерть Тамары. На лице врублевской Тамары выражение гордого сознания пережитого, и вопреки поэту в ней видна «Не смерти верная печать», а продолжающаяся жизнь мысли и чувства. Зал 7. «Как пери спящая мила, Она в гробу своем лежала»
Одна из последних работ Врубеля к поэме – «Демон и ангел с душой Тамары» – это точное следование содержанию поэмы. К груди хранительной прижалась, Молитвой ужас заглушка, Тамары грешная душа… Исчезни мрачный дух сомненья Зал 8. «И рай открылся для любви»
После большого перерыва Врубель пишет заключительную картину к последнему лермонтовскому варианту поэмы – «Демон поверженный». Лейтмотив поэмы во всех ее вариантах- грусть, тоска, разочарование, об этом писал сам Лермонтов. И проклял Демон побежденный Мечты безумные свои И вновь остался он, надменный, Один, как прежде, во вселенной, Без упованья и любви Каков же врублевский поверженный Демон? Он изломан, неестественны руки и ноги, вокруг разбросаны перья от крыльев. Его утратившее былую мощь тело беспомощно, однако холодный взгляд огромных стеклянных глаз полон ненависти. В сущности, это не Демон и не ангел, а художественный образ- символ гордого человеческого духа. Зал 9.«И проклял Демон побежденный»
Итак, вы увидели не только духовную близость Лермонтова и Врубеля, но и то, что Демон-главный образ всего их философского мира. Создавая свои произведения, Врубель понимал, что не имеет права свободно интерпретировать смысл и дух лермонтовского произведения. Но все же картины Врубеля-это не иллюстрации, а размышления на ту же тему. Демон Врубеля вовсе не идентичен лермонтовскому, что подтверждает и последняя картина: у Лермонтова Демон хоть и побежденный. но сохранивший гордое величие, а у Врубеля поверженный, несколько жалкий, но непримирившийся. И все же и у поэта, и у художника Демон-не дьявол, а олицетворение метаний человеческой души. Без М.Врубеля понять М.Лермонтова трудно
Список использованной литературы: Гончарова Е. Картины русских художников: репродукции и описания. Издательство: Айрис-Пресс, 2013 Дорофеев А. Михаил Врубель: Белый город, 2004 Ефремова Л.А., Громова Е.В. Коровин, Врубель, Кустодиев. Издательство: Олма МедиаГрупп, 2014 Коровин В.И. Творческий путь Лермонтов. М: 2010 Лермонтов М.Ю. Сочинения в 2-ух томах. М: Правда, 1988