Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей.
– группа из двух и более человек, объединенных одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
– совокупность внутригрупповых социально – психологический процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы: образование функционирование развитие стагнация регресс распад
предписанный достигнутый
Социологи определяют социальную роль как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. Принято считать, что социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.
– человек, который пользуется авторитетом и оказывает особое влияние на людей
«Песчаная россыпь» Присмотритесь к песчаной россыпи – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет россыпи. Бывает так и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, что «сцепляло» бы, соединяло людей. Здесь люди или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы. Группа эта существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в нее входит.
« Мягкая глина» Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким в группе, группе е, ученическом коллективе может быть командир или организатор дела, этот материал превращается в искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложить усилий. Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы. В гpyппe, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы. Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная дисциплина и требования старших Отношения разные – доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг с другом, нередко морятся. Подлинного мастера – хорошего организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так как по-настоящему его некому поддержать.
«Мерцающий маяк» В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, «так держать!». Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Дружба, товарищеская взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители» маяка, те, которые не дадут погаснуть огню, – организаторы, актив. Эта группа заметно отличается от других групп своей индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива, не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус» Алый парус – это символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу. Здесь действуют по принципу «один за всех, и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов «экипажа» появляется чувство гордости за свой коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на помощь, когда их об этом попросят. Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.
«Горящий факел» Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив. Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива, которые мы видели на ступени «Алый парус». Но это не все. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив – тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.
Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений, которые охватывают самые разные Стороны взаимоотношений в первичной группе. Членам группы нужно оценить, в какой степени каждое из предложенных для оценки утверждений характерно для данной групп. Давать оценку следует на основании одного из четырех вариантов: 3 балла - данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашей группе; 2 балла - данное утверждение в общем характерно для нашей группы; 1 балл - данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к "нашей группе; 0 баллов - данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашей группе (у нас все наоборот).
6781 коллектив «Горящий факел» автономия «Алый парус» кооперация «Мерцающий маяк» ассоциация «Мягкая глина». 19 и менее диффузная группа «Песчаная россыпь». После определения общего суммарного результата производится его соотнесение с уровнем развития малой группы. По опыту диагностики и оценки динамики малых групп полученным количественным данным соответствуют следующие уровни группового развития (Л. И. Уманский, А. Н. Лутошкин):
ИЗУЧЕНИЕ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ. Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале: 4 совершенно согласен; 3 - согласен; 2 трудно сказать; 1 не согласен; 0 совершенно не согласен. 1. Я иду утром в школу с радостью. 2. В школе у меня обычно хорошее настроение. 3. В нашем классе хороший классный руководитель. 4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. 5. У меня есть любимый учитель. 6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. 7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. 8. У меня есть любимые школьные предметы. 9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. 10. На летних каникулах я скучаю по школе. Обработка полученных данных: Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У >3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же 2<У <3 то это соответственно свидетельствует о средней, а У 2 - о низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.
Психологический климат в школе Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. У >3 - высокая степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью 2<У <3 – средняя степень У 2 - низкая степень
Я иду утром в школу с радостью. У >3 - высокая степень 2<У <3 – средняя степень У 2 - низкая степень
В школе у меня обычно хорошее настроение. У >3 - высокая степень 2<У <3 – средняя степень У 2 - низкая степень
К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации. У >3 - высокая степень 2<У <3 – средняя степень У 2 - низкая степень
У меня есть любимый учитель. У >3 - высокая степень 2<У <3 – средняя степень У 2 - низкая степень
У меня есть любимые школьные предметы. У >3 - высокая степень 2<У <3 – средняя степень У 2 - низкая степень
В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение. У >3 - высокая степень 2<У <3 – средняя степень У 2 - низкая степень
Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей. У >3 - высокая степень 2<У <3 – средняя степень У 2 - низкая степень
Я считаю, что школа по- настоящему готовит меня к самостоятельной жизни. У >3 - высокая степень 2<У <3 – средняя степень У 2 - низкая степень
На летних каникулах я скучаю по школе. У >3 - высокая степень 2<У <3 – средняя степень У 2 - низкая степень
Уровень удовлетворенности учащихся 8 в класса школьной жизнью ( учебный год) У >3 - высокая степень 2<У <3 – средняя степень У 2 - низкая степень