Как создать совершенство в костюме Урок – игра
Тема: Как создать совершенство в костюме. Цель: Ознакомить с понятиями: силуэт, композиция и гармония в костюме. Дать понятие о стилях в одежде, зрительных иллюзиях. Научить скрывать недостатки телосложения с помощью костюма.
Межпредметные связи История Мировая художественная культура Живопись Архитектура Литература
Словарь Стиль Пропорции Силуэт Зрительные иллюзии Композиция Классика Авангард
Стили в одежде. Стиль (греч. Stylus-заострённая палочка для письма по воску). С исторической точки зрения существуют стили эпох: греческий, барокко, ампир, рококо, модерн и др.
Стили в одежде. Классический – элегантный, деловой, строгий. К нему относят всё наиболее устойчивое,«отобранное» веками, то,что «вне моды». Спортивный – не обязательно для занятия спортом, удобный для движения, для разнообразной работы, для активного отдыха. Романтический – область «фантазий», «воспоминаний», «поисков».здесь используют элементы исторического, национального фольклорного костюма.
Силуэт. Виды силуэтов. Силуэт – плоскостное, контурное изображение объёмных форм одежды. Прямой силуэт Полуприлегающий Приталенный Трапеция Овал
Композиция костюма. Compositio(лат.) – составление, соединение, сочинение. Как и всякое произведение искусства костюм создаётся с помощью свойственных ему выразительных средств, которые используются в соответствии с определёнными правилами. Изучим эти правила.
Пропорции. Пропорции – это соотношение частей костюма по величине между собой и в сравнении с фигурой человека. Самыми красивыми, «правильными» выглядят такие соотношения, которые близки естественным пропорциям человеческой фигуры. Известно, что высота головы «укладывается» в росте около 8 раз, а линия талии делит фигуру в отношении примерно 3:5. наиболее пропорциональной фигурой человека считается та, в которой эти пропорции также повторяются.
В костюме можно применять как естественные пропорции, так и сознательно нарушенные. Недостатки телосложения можно «исправить», слегка передвинув ту или иную линию, например, можно завысить или занизить талию, заузить или расширить
Масса костюма. Масса костюма, его кажущаяся «тяжесть» или «лёгкость» зависит от цвета и материала, из которого изготовлен костюм. Также масса зависит от нагромождения линий, деталей, украшений и силуэтных линий. Чем их больше, тем «тяжелее» кажется костюм.
Цвет в костюме. Цвет – одно из самых выразительных средств в костюме. Он сильно влияет на чувства, состояние и настроение людей. Например, красный цвет – это символ Солнца, огня, крови, жизни. Он обычно связывается с радостью, теплом, добром, красотой; но он же означает тревогу, опасность, угрозу для жизни. При создании костюма обязательно учитываются свойства цвета: светлые цвета как бы приближают и увеличивают предмет, но в то же время делают его легче. Тёмные, холодные цвета удаляют и уменьшают, но придают тяжесть.
Зрительные иллюзии. Зрительное впечатление от сопоставления форм, линий, цвета в костюме (зрительные иллюзии) можно использовать при исправлении серьёзных недостатков фигуры. Например, вертикаль удлиняет форму, а горизонталь расширяет. Вместе с тем вертикаль во множественном числе может расширить форму, а горизонталь во множественном числе – сделать её уже. Можно зрительно удлинить или укоротить шею изменить ширину плеч, положение линии талии, форму бёдер.
Правило трёхкомпонентности Привести части костюма в состояние равновесия помогает правило трёхкомпонентности. Костюм не следует перегружать повторами линий, отделок, цветов; в то же время, если какой-то элемент использован однажды, ему требуется «ответ». Например, при круглом воротничке карманы и манжеты должны быть закруглёнными; если на одном плече застёжка, драпировка, аппликация – то необходима подобная деталь в масштабе; если ансамбль решён, скажем на контрасте чёрного и белого, его очень оживит третий цвет, точно подобранный к « лицу» и в небольшом количестве ( блузка в вырезе жакета; или комплект украшений; или обувь и сумка).
Практическая работа. Разбить класс на группы стилистов. Группа стилистов создает образ: (заданный, с особенностями телосложения: короткая шея, нет талии и длинные ноги и т.д.) деловой женщины и образ для торжественного вечера. Необходимо не только «одеть», но и причесать, а также желательно выработать линию поведения. Использовать макет модели, рисунки и словесное описание. В качестве информационного ресурса использовать компьютерную игру « Модельер». Демонстрация моделей. Обсуждение выполненного задания. Подведение итогов.