фонетико - фонематический лексико - грамматический связная речь
Дети данной категории испытывают трудности при усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
1. Дефектное произношение 25 звуков, распространяющееся на одну - две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или недостаточно внятным (« смазанным »). 2. Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей данной категории наблюдается : а ) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова ; б ) недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой ; в ) трудности овладения письмом и чтением ( наличие специфических дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других ).
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно - бытовой тематики, качественно неполноценен. В словаре детей мало слов - признаков и обобщающих слов. 2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют аграмматизмы.
Неустойчивое внимание. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. Недостаточное развитие способности к переключению. Недостаточное развитие словесно - логического мышления. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в области языковых явлений. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.
У детей данной группы наблюдается нарушение звукопроизношения, а также нарушения фонематических процессов ( фонематического восприятия, анализа, синтеза, дифференцировок, а так же представлений на основе этих процессов )
Звукопроизношение Замены [ р ], [ р ] на [ л ], [ л ] либо вулярное произношение или пропуск (« на крыше », « классная », « на листе сирени », « огурец ») Нарушение слоговой структуры речи. - антиципации « часовщик »; - пропуск слогов « милицилел » - увеличение числа слогов Фонематическое восприятие недостаточно сформировано : испытывал затруднения при различении звуков на слух ([ ж ]-[ ш ],[ р ]-[ л ],[ тс ]-[ с ])
Активный словарь ребенка небольшой. В активном словаре мало слов - признаков и обобщающих слов. Антонимы ( длинный – « средний », узкий – « толстый », высокий – « маленький », горький – «______») Обобщающие слова ( затруднялся назвать одним словом мебель, транспорт, профессии ) В устной речи аграмматизма нет, но испытывал затруднения при согласовании слов в предложении (« По реку плывет корабль », « Щенок вылез из будка », « Птенец выпал гнезда »)
Спасибо за внимание !