Перспективы применения кластерного подхода к обучению г. МБОУ «Лицей 2» г.о.Нальчик
В современных условиях образование не может оставаться в стороне от стремительных процессов научно-технического прогресса, усиления интегративных функций в развитии науки, техники, производства, политики. Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образований выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования.
Эпиграф Каждый человек может и должен пользоваться всем тем, что выработал совокупный разум человечества… Л.Н.Толстой
Что такое кластер? Кластер – педагогический метод, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие). С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации.
Цель кластеризации Главная цель кластеризации – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения. Переход от внутрипредметных связей к межпредметным позволяет ученику переносить способы действий с одних объектов на другие, что облегчает учение и формирует представление о целостности мира.
Возможности кластеризации Увеличение доли проблемных ситуаций активизирует мыслительную деятельность школьника, заставляет искать новые способы познания учебного материала, формирует исследовательский тип личности. Увеличение доли обобщающих знаний, позволяющих школьнику одновременно проследить весь процесс выполнения действий от цели до результата, осмысленно воспринимать каждый этап работы. Увеличение информативной емкости урока.
Возможности кластеризации Нахождение новых факторов, подтверждающих или углубляющих определенные наблюдения, выводы учащихся при изучении различных предметов. Увеличение мотивации учения школьников, активизация учебно-познавательной деятельности учащихся, снятие перенапряжения и утомляемости. Развитие творческого мышления учащихся, средство формирования личностных качеств учащихся, направленных на доброе отношение к природе, к людям, к жизни.
Возможности реализации Реализовать все вышеизложенное помогают интегрированные уроки информатики с другими учебными предметами, которые отличаются большой информативностью и требуют четкой организации познавательной деятельности. Интегрированные уроки должны быть предельно четкими, компактными, продуманными на всех этапах. Интегрированные уроки позволяют избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает в разряд нелюбимых.
Заключение Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем больше она стремится к единению со всем сущим. Р.Тагор Расширение и углубление интеграции является одним из важных путей комплексного решения проблем обучения и воспитания учащихся, формирование у них способностей к творческим мыслительным операциям.