Мотивация учащихся как одно из условий успешности обучения Выполнила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 8 г. Конаково Спиридонова Л.Н.
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Учебно-познавательная мотивация младших школьников – это их деятельностный подход к учёбе, реализация желания хорошо учиться. Чтобы у ребёнка возникла стойкая внутренняя мотивация «хочу учиться хорошо», надо, чтобы каждый говорил себе: «Я смогу! Я добьюсь !»
Учение имеет ряд мотивов различного свойства. Все мотивы можно разбить на следующие группы: - учебно – познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность и др.) - непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием и др.) - перспективно - побуждающие (чувство долга и ответственность и др.)
Причина эффективной школьной мотивации: на самом деле ОДНА!!!
ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС Он же Любопытство. Он же Удовольствие. Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)
Что снижает мотивацию ребенка?
Недостаток любви в семье затрудняет развитие ребенка. Влияние плохого психологического климата в школе Родительский страх мешает детям стать самостоятельными Чрезмерные нагрузки отнимают энергию Завышенные требования не дают детям полноценно учиться Кто считает себя глупым, таким и будет Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться Переизбыток медийной информации вредит ребенку Опасности для мозга в период полового созревания ребенка
Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?
Залог успешности обучения младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Учитель должен нести в себе жизнеутверждающее начало, радость и успех!
формирование мотивов учения - это создание таких условий, при которых появятся внутренние побуждения (мотивы, цели, эмоции) к учению; осознание их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика
Важную роль в стимулировании познавательного интереса имеет позитивная психологическая атмосфера урока, обеспечение гуманных отношений между учителем и учеником, выбор демократического стиля педагогического взаимодействия: принятие своих учеников независимо от их учебных успехов, преобладание побуждения, поощрения, понимания и поддержки. Психологическое поглаживание учеников: приветствие, проявления внимания к возможно большему числу детей – взглядом, улыбкой, кивком.
Формы стимулирования познавательной активности учащихся, формирования мотивации учения дидактические игры и упражнения; личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании; внеклассные мероприятия по предметам; творческие работы учащихся по разным предметам; проведение предметных олимпиад; использование различных педагогических технологий (проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д.); интеграция обучения (проведение интегрированных уроков)
Приемы работы повышающие мотивацию учебной и познавательной деятельности Индивидуальные задания Увеличение времени на выполнение работы Работа во временных группах Составление плана ответа Использование наглядных пособий при ответе Анализ и систематизация ошибок, выполнение работы над ошибками Стимуляция вопросов со стороны учащихся Деление заданий на дозы Рациональная система упражнений Проговаривание, комментирование, систематическое повторение Использование карточек-консультаций, алгоритмов, схем, опор и т.д. Согласование объема домашнего задания
Условия, при которых возникает и развивается интерес к учению, т.е. внутренняя мотивация учебной деятельности: 1. Понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов. 2. Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
3. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действия быстро вызывают скуку. 4. Связь нового материала с усвоенными ранее знаниями, с жизнью 5. Ситуация успеха
Развитие учебной мотивации это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный