"Актуальные проблемы советской эпохи" Элективный курс для 11 класса
Содержание курса. 1.Пояснительная записка: -Цель и актуальность;Цель и актуальность; -Задачи курса;Задачи курса; -Принципы отбора материала и методы и формы обучения;Принципы отбора материала и методы и формы обучения; -Сроки реализации программы;Сроки реализации программы; 2. Содержание программы.Содержание программы. 3 Методические рекомендации.Методические рекомендации. 4.Литература.
Курс рассчитан на 16 часов. Этапы обучение - 1 занятие в неделю. Курс реализации - предлагается 3 четверть учебного года, т.к. часть тем уже знакома учащимся и сложилась база для более глубокого изучения отдельных проблемных вопросов советской истории. Сроки реализации
Данная программа элективного курса "Актуальные проблемы советской эпохи" предлагает знакомство учащихся с ключевыми вопросами истории СССР от его образования до распада. Актуальность данной темы заключается в том, что история СССР в настоящее время является объектом пристального внимания научного мира и общественности.
Содержание программы составлено с учетом возрастных особенностей учащихся 11 класса: лекционная система обучения, дискуссии, решение проблемных заданий, анализ источника, выдвижение проблем, нахождение путей решения, работа над понятийным терминами, выявление различных подходов и суждений, анализ, сопоставление различных концепций.
Задачи курса: Октябрьская революция - закономерен ли был приход к власти большевиков?; Сталинская модернизация - цели, методы и результаты; Великая отечественная война - цена победы; Н.С.Хрущев и "оттепель" - была ли демократизация общественной жизни. Эпоха "застоя" - как предвестница краха советской системы. Перестройка - цели и результаты. Распад СССР - можно ли было сохранить союз.
Курс поможет: Представлять учащимся различные историографические подходы по поставленным проблемам советской истории; Излагать материал таким образом, чтобы учащиеся имели полную свободу в выборе мнений и взглядов; Формировать у учащихся способность к коммуникативным функциям, оценочной деятельности. Способствовать воспитанию у учащихся чувства толерантности и уважения к другим мнениям, взглядам.
Октябрьская революция - случайность или закономерность? Февральская революция. Положение в стране с февраля 1971 по октябрь 1917г. Двоевластие. Временное правительство и его первые действия. Активизация большевиков. Кризис временного правительства. События октября 1917г.
Сталинская модернизация От нэпа к индустриализации. СССР в системе мировой экономики. Источники индустриализации. Коллективизация. Коллективизация и крестьянство. Социальные изменения в обществе. Итоги сталинской модернизации.
Великая отечественная война - цена победы. Берлинская битва. Капитуляция Германии. Отношения с союзниками в конце войны. Итоги и цена победы.
Н.С. Хрущев и "оттепель" Демократизация жизни советского общества. Хрущев и деятели культуры. Начало диссидентского движения. Его причины и влияние на общественное развитие страны
Эпоха "застоя" как предвестница краха СССР Л.И.Брежнев. Стабилизация по-брежневски. Советское общество в е гг., демографическая характеристика, духовные ценности, противоречивые тенденции. Жизнь по-брежневски: двойная мораль советского общества. Основные понятия и личности: Л.И.Брежнев. "Развитой социализм". "Теневая" экономика.
"Перестройка "- цели и результаты М.С.Горбачев. Курс на Перестройку и ускорение. Гласность. Переход к рыночной экономике. Попытки реформирования политической системы. Складывание многопартийности. Основные понятия и личности: М.С.Горбачев. Н.И. Рыжков. Г.А. Явлинский. С.С. Шаталин. Гласность. Многопартийность.
Распад СССР Обострение национального вопроса. Август 1991 года. Беловежское соглашение. Распад СССР. Основные понятия и личности: Б.Н.Ельцин. СНГ.
Тема2-3 Октябрьская революция - случайность или закономерность? Проблемное задание с ситуацией предположения (ученикам предлагается выдвинуть собственную версию интерпретации исторического факта и аргументировать её) Требования к работе и критерии её проверки: 1.Кратко охарактеризовать историческую ситуацию, в которой произошло формирование Петроградского Совета рабочих и солдатский депутатов и Временного правительства; 2. Раскрыть сущность каждого из альтернативных органов власти, способ формирования, социальную базу, основные цели деятельности; 3. Перечислить причины создания в стране двоевластия, лаконично охарактеризовать их; 4. Кратко осветить проблемы, которые возникли в связи с двоевластием; 5.Сделать обобщающий оценочный вывод уникального политического явления.
Тема2-3 Октябрьская революция - случайность или закономерность? Главный вопрос темы: -С каким из названий исторического факта, имевшего место в октябре 1917 года., вы согласны: Великая Октябрьская социалистическая революция, государственный переворот, большевистский заговор? -Считаете ли вы эту революцию закономерном итогом исторического развития России или полагаете, что её можно было избежать? - Что, по вашему мнению, Октябрь 1917 года дал России и конкретно вашей семье?
Тема Эпоха "застоя" как предвестница краха СССР Социологический опрос «Жизнь при Брежневе»: 1.Какие важные события вашей жизни и жизни вашей семьи связаны с периодом правления Л.И.Брежнева; 2.Ощущали ли вы на положении своей семьи общий рост благосостояния советского народа? В чем конкретно для вас он проявлялся? 3. Каким было материальное положение вашей семьи в период гг? Как вы его оценивали тогда и сейчас? 4. Замечали ли выв социально – экономическом положение страны негативные, кризисные явления? Если да, то какие? Как их объясняли? ВЕРНУТЬСЯ