Адаптационный период в 5 классах: управленческий аспект. Апалихина И.С. – зам.директора по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 48 Копейского городского округа, высшая квалификационная категория.
Школа 48 – школа толерантности. Победитель всероссийского конкурса «Урок толерантности»Победитель всероссийского конкурса «Урок толерантности» Победитель конкурса лучших образовательных учреждений Челябинской области, активно внедряющих инновационные образовательные программы (2006г.)Победитель конкурса лучших образовательных учреждений Челябинской области, активно внедряющих инновационные образовательные программы (2006г.) Победитель конкурса лучших образовательных учреждений РФ, внедряющих инновационные образовательные программы (2007г.)Победитель конкурса лучших образовательных учреждений РФ, внедряющих инновационные образовательные программы (2007г.)
Цель работы и задачи административной команды: Создание условий для целенаправленного и эффективного проведения адаптационного периода.Создание условий для целенаправленного и эффективного проведения адаптационного периода. Обеспечение четкой координационной работы педагогического коллектива.Обеспечение четкой координационной работы педагогического коллектива.
Этапы адаптационного периода I. Пропедевтический (апрель – август)I. Пропедевтический (апрель – август) II. Основной (сентябрь – ноябрь)II. Основной (сентябрь – ноябрь) III. Постадаптационный (ноябрь – декабрь)III. Постадаптационный (ноябрь – декабрь)
Функционал администрации школы в адаптационный период. Директор. Директор. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙОСНОВНОЙАНАЛИТИЧЕСКИЙ Издает приказ о подготовке к адаптационному периоду Издает приказ о проведении адаптационного периода, контролирует выполнение приказа и его административное обеспечение. Проводит итоговый педагогический консилиум, Издает приказ об итогах адаптационного периода
ПРИКАЗ ПРИКАЗ «2» декабря 2006 г. 45 «2» декабря 2006 г. 45 «О результатах работы по программе «О результатах работы по программе «Организация адаптационного периода в 1-х, 5-х классах» С по в школе, согласно приказа 18 от г. ЦМО ОУ была организована работа по программе «Организация учебно – воспитательного процесса в период адаптации в 1-х, 5-х классах» С по в школе, согласно приказа 18 от г. ЦМО ОУ была организована работа по программе «Организация учебно – воспитательного процесса в период адаптации в 1-х, 5-х классах» В ходе адаптационного периода проводилось изучение социально – психологической адаптации первоклассников и пятиклассников по таким параметрам, как эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения на уроках и перемене, эмоциональное благополучие, успешность социальных контактов, познавательной сферы, особенностей мотивационно – личностной сферы, системы отношений школьника к миру и к себе. В ходе адаптационного периода проводилось изучение социально – психологической адаптации первоклассников и пятиклассников по таким параметрам, как эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения на уроках и перемене, эмоциональное благополучие, успешность социальных контактов, познавательной сферы, особенностей мотивационно – личностной сферы, системы отношений школьника к миру и к себе. Использовались методы – наблюдение, анкетирование, беседа, фиксирование результатов. Организовано общение с педагогами, родителями, учащимися, изучено их мнение. Использовались методы – наблюдение, анкетирование, беседа, фиксирование результатов. Организовано общение с педагогами, родителями, учащимися, изучено их мнение. В сентябре был издан приказ «Об организации адаптационного периода», составлен план проведения мероприятий, проведено совещание педагогов «Об организации адаптационного периода», родительские собрания. Обобщение работы по этой программе было проведено на педагогических консилиумах с учителями 5-х классов, с учителями начальной школы и методистами детских садов. В сентябре был издан приказ «Об организации адаптационного периода», составлен план проведения мероприятий, проведено совещание педагогов «Об организации адаптационного периода», родительские собрания. Обобщение работы по этой программе было проведено на педагогических консилиумах с учителями 5-х классов, с учителями начальной школы и методистами детских садов. Психологом школы, Пономаревой В.В., было проведено тестирование по выявлению уровня тревожности. Исследования показали, что у детей 5 класса высок страх ситуации проверки знаний (50 чел.) и проблем в отношениях с учителями (49), страх самовыражении (42), и не соответствия ожиданиям окружающих (41). Психологом школы, Пономаревой В.В., было проведено тестирование по выявлению уровня тревожности. Исследования показали, что у детей 5 класса высок страх ситуации проверки знаний (50 чел.) и проблем в отношениях с учителями (49), страх самовыражении (42), и не соответствия ожиданиям окружающих (41). На основании вышеизложенного П Р И К А З Ы В А Ю: 1.признать работу по программе «Организация адаптационного периода в 1-х, 5-х классах» удовлетворительной; 2.педагогам, работающим в 1-х, 5-х классах создавать на уроках комфортные условия обучения. Постоянно; 3.Психологу школы, Пономаревой В.В.: 3.2 организовать психологические занятия с детьми, у которых высок уровень тревожности. В течение года; 4.классным руководителям 1-х, 5-х классов: 4.1 провести родительские собрания «Адаптационный период: как помочь ребенку?» Декабрь 2006г. 5.Контроль за исполнением приказа возложить на зам.директора по УВР Апалихину И.С. Апалихину И.С. Директор школы /Апостолова Директор школы /Апостолова
Заместитель директора по учебной работе Заместитель директора по учебной работе ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙОСНОВНОЙАНАЛИТИЧЕСКИЙ Проводит организационное собрание педагогов – будущих преподавателей 5 классов, учителей начальных классов и службы сопровождения. Изучает нормативно – правовую базу адаптационного периода Составляет расписание и обеспечивает наличие кабинетов на каждый день. Руководит методической работой с учителями, работающими в 5 классах Посещает и анализирует уроки. Организует контрольные срезы по предметам. Осуществляет контроль за документацией Составляет итоговую справку о результатах проведенной работы.
Заместитель директора по воспитательной работе ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙОСНОВНОЙАНАЛИТИЧЕСКИЙ Участвует в выпускных мероприятиях 4 классах. Проводит организационное собрание педагогов – будущих классных руководителей 5 классов, учителей начальных классов и службы сопровождения. Изучает нормативно – правовую базу адаптационного периода Курирует работу классных руководителей 5 классов. Осуществляет контроль за документацией. Организует итоговые воспитательные мероприятия. Составляет итоговую справку о результатах воспитательной работы в адаптационный период.
Педконсилиум «Эффективность организации адаптационного периода в 5 классах» Цель: анализ состояния работы по преемственности в обучении и воспитании учащихся 4-5 классов. Задачи: проанализировать результаты адаптационного периода и наметить пути решения вопросов и проблем, обозначившихся в ходе работы
План проведения консилиума Информационная справка о 5 классах (директор школы или зам.директора по УВР);Информационная справка о 5 классах (директор школы или зам.директора по УВР); Медицинская справка о состоянии здоровья учащихся 5 классов (мед.работник школы);Медицинская справка о состоянии здоровья учащихся 5 классов (мед.работник школы); Результаты диагностики учащихся (педагог – психолог);Результаты диагностики учащихся (педагог – психолог); Сведения о классе (классные руководители 5, 4 классов);Сведения о классе (классные руководители 5, 4 классов); Учебная деятельность: итоги первой четверти (зам.директора по УВР);Учебная деятельность: итоги первой четверти (зам.директора по УВР); Внеурочная деятельность: итоги первой четверти (зам.директора по ВР);Внеурочная деятельность: итоги первой четверти (зам.директора по ВР); Подведение итогов (технология критического мышления, метод «+. -. Интересно).Подведение итогов (технология критического мышления, метод «+. -. Интересно).
Сведения о классе. Сведения о классе. Класс.Класс. Количество детей (список).Количество детей (список). Количество мальчиков/девочек.Количество мальчиков/девочек. Год рождения (по группам)Год рождения (по группам) Есть ли закономерность в обучаемости и воспитанности в зависимости от года рождения, от времени года рождения.Есть ли закономерность в обучаемости и воспитанности в зависимости от года рождения, от времени года рождения. Социальный паспорт (родители – образование, слои населения, многодетные, неполные, опекаемые)Социальный паспорт (родители – образование, слои населения, многодетные, неполные, опекаемые) Здоровье детей (физическое, психологическое)Здоровье детей (физическое, психологическое) Взаимоотношения в классе: - учитель – ученик (результаты анкеты) - ученик – ученик (лидеры, изгои)Взаимоотношения в классе: - учитель – ученик (результаты анкеты) - ученик – ученик (лидеры, изгои) Первые итоги адаптационного периода: - результаты контрольных срезов по русскому языку и математики, сопоставление с итоговыми работами за 4 класс; - активные формы жизнедеятельности класса (классные дела, общешкольные мероприятия)Первые итоги адаптационного периода: - результаты контрольных срезов по русскому языку и математики, сопоставление с итоговыми работами за 4 класс; - активные формы жизнедеятельности класса (классные дела, общешкольные мероприятия) Проблемы класса.Проблемы класса. Перспективы развития.Перспективы развития. Классный руководитель___________________________ Классный руководитель___________________________
Медицинская справка о состоянии здоровья Класс ________ Обучается _______ чел. Прошли медосмотр ________ чел. Не прошли медосмотр _________ чел. Причины ______________________________________________________ Состояние здоровья По группе здоровьяПо физической культуре Кол-во% % 1 группаОсновная 2 группаПодготовительна я 3 группаСпециальная 4 группа (инвалиды) Освобождены Состояние здоровья по заболеваниям МестоКоличество случаевзаболевание
Технология критического мышления. Метод «+. -. Интересно!» +-Интересно! Выделяем успешные моменты, позитивные явления, достижения в работе Отмечаем недостатки, выделяем отрицательные моменты, негативные явления. Заостряем внимание на проблемах, которые требуют решения.
Флэш – моб акция «Пятачок! Ты – наш!» Очень многого не знаешь, никуда не успеваешь… Как учителя назвать? (не один ведь – целых пять!) В переменку как суметь и поесть, и побалдеть? Очень многого не знаешь, никуда не успеваешь… Как учителя назвать? (не один ведь – целых пять!) В переменку как суметь и поесть, и побалдеть? Расписанье – полотно! (не понятно ни-че-го!) Расписанье – полотно! (не понятно ни-че-го!) Сменку снова потерял… Где? Даа… в памяти – провал! Сменку снова потерял… Где? Даа… в памяти – провал! В лабиринте кабинетов нет ни выхода, ни света! Жизнь покажется ужасной, Но угомонись, несчастный! Мы тебе поможем, друг! Если станет страшно вдруг, Ты к любому обратись и приятно удивись: 10 лет – наш школьный стаж! Пятачок! Ты просто – НАШ!