Учитель математики МОУ СОШ 5 И.С. Шитик
Как помочь школьнику справиться с ГИА? Что мешает подготовке к ГИА? С психологической точки зрения. Неуверенность; отсутствие желания учиться; завышенное самомнение или заниженная самооценка; негативное отношение к экзамену. С методической точки зрения. Большая нагрузка; несовершенная методика обучения, в том числе методика подготовки к ГИА; непосильные задания. С предметно-содержательной точки зрения. Низкий уровень вычислительных навыков; слабая сформированность понятий; наличие пробелов в знаниях.
Что помогает подготовке к ГИА? С психологической точки зрения. Неоднократная репетиция ситуации экзамена; формирование адекватной самооценки; позитивный настрой на экзамен. С методической точки зрения. Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков; организация зачетов: по вопросам функциональной грамотности, типологии выражений, функций, уравнений и неравенств, по методам решения, по вопросам тождественности преобразования выражений и равносильности уравнений и неравенств; регулярное проведение уроков обобщения; своевременная систематизация материала на этапах повторения; проведение в течение года диагностических работ и репетиционных экзаменов; глубокий анализ результатов и работа по коррекции. С предметно-содержательной точки зрения. Работа с числовыми выражениями всех типов: с дробями, корнями, степенями; совершенствование предметного языка; ликвидация пробелов в типологии выражений и методах решения уравнений и неравенств. Что помогает подготовке к ГИА? С психологической точки зрения. Неоднократная репетиция ситуации экзамена; формирование адекватной самооценки; позитивный настрой на экзамен. С методической точки зрения. Тренинг по совершенствованию вычислительных навыков; организация зачетов: по вопросам функциональной грамотности, типологии выражений, функций, уравнений и неравенств, по методам решения, по вопросам тождественности преобразования выражений и равносильности уравнений и неравенств; регулярное проведение уроков обобщения; своевременная систематизация материала на этапах повторения; проведение в течение года диагностических работ и репетиционных экзаменов; глубокий анализ результатов и работа по коррекции. С предметно-содержательной точки зрения. Работа с числовыми выражениями всех типов: с дробями, корнями, степенями; совершенствование предметного языка; ликвидация пробелов в типологии выражений и методах решения уравнений и неравенств.
Тип ВыражениеФункция УравнениеНеравенство 1. Линейные 1. ах + в – многочлен первой степени, двучлен 2._____________________ 3._____________________ 4.ОДЗ:_________________ 1. у = ах + в 2.________________________ 3. Построение по двум точкам 4.D(у):____________________ E(у):____________________ График: ________________ 1. ах + в = 0 2.___________________________ 3. Выразить х, используя свойства равенств 4.ОДЗ:_______________________ 1. ах + в > 0 (<; ; ) 2.___________________________ 3. Выразить х, используя свойства неравенств 4.___________________________ 2. Квадратные 1. ах² + вх + с – многочлен второй степени, квадратный трехчлен 2.______________________ 3. Разложение на множители 4.ОДЗ:__________________ 1. у = ах² + вх + с 2.__________________________ 3. Построение по алгоритму 4.D(у):______________________ E(у):______________________ График:___________________ 1.ах² + вх + с = 0 2.___________________________ 3. Формула корней квадратного уравнения. Решение неполных квадратных уравнений 4.ОДЗ:_______________________ 1.ах² + вх + с > 0 (<; ; ) 2.___________________________ 3.Решение. Способ I. С помощью графика квадратичной функции. Способ II. Методом интервалов. 4.___________________________ 3. Целые 1.ах³ + вх² + сх + d – многочлен третьей степени 2.______________________ 3.______________________ 4.ОДЗ:__________________ 1. у = ах³ + вх² + сх + d 2.________________________ 3.________________________ 4.D(у):____________________ E(у):____________________ График: _______________ 1. ах³ + вх² + сх + d = 0 2.____________________________ 3. Решаем частные виды уравнений методом разложения на множители 4.ОДЗ:________________________ 1. ах³ + вх² + сх + d > 0 (<; ; ) 2.___________________________ 3. Разложить на множители и решить методом интервалов 4.___________________________ 4. Рациональные 1. Р(х)/Q(х) - где, Р(х), Q(х) – многочлены 2._____________________ 3._____________________ 4.ОДЗ:_________________ 1. у = Р(х)/Q(х) 2. Частный случай: у = к/х 3. ________________________ 4.D(у):____________________ E(у):____________________ График: ________________ 1.Р(х)/Q(х) = 0 2. ____________________________ 3. ____________________________ 4. ОДЗ: Q(х) 1. Р(х)/Q(х) > 0 (<; ; ) 2.___________________________ 3. Решаем методом интервалов 4.___________________________ Систематизация курса алгебры: 7 – 9 классы Типы выражений, уравнений, неравенств и функций Ученик: __________________________
Анкета: «Как готовиться к экзамену?» - Каково предназначение экзамена? (Только сдать и забыть, или желательно усвоить материал прочно и надолго?) - Какой результат для меня желателен и какой приемлем? (Неразличение этих уровней приводит к повышенной нервозности.) - Как соотносится приемлемый результат и нынешнее состояние знаний по предмету? (От этого зависит объём предстоящей работы.) - Оценить уровень знаний по пятибалльной шкале.
Класс Тема 1 уровень – стр уровень – стр Разложение многочленов на множители 29 – 40 1 – 9 8Разложение на множители квадратного трёхчлена Арифметические операции над многочленами 1 – 28 8Алгебраические дроби – 30; 36 – 41 7Сокращение дробей – 35; 50; Степень числа 185 – 224; Свойства квадратного корня 225 – 266; – 64 8Преобразование формул 313 – Линейные уравнения Квадратные уравнения 385 – Рациональные уравнения Системы уравнений – Задачи – 261 8Линейные неравенства – 127 9Системы неравенств – 147 8Квадратные неравенства – 138 7Линейная функция 837 – 856 8Квадратичная функция 857 – 898 8Функция обратной пропорциональности 899 – 906 8Функции и графики – 121; 174 – 217 8Область определения функции Прогрессия 65 – 70; 163 – 173; 262 – 270 Разработка сборника экзаменационных заданий по алгебре за курс основной школы под редакцией Л.В. Кузнецовой
Памятка для выпускников Начните с легкого! Начните отвечать на те вопросы, в знании которых вы не сомневаетесь. Тогда вы успокоитесь, голова начнет работать более ясно и чётко, и вы войдёте в рабочий ритм. Пропускайте трудное! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помните: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми вы обязательно справитесь. Просто глупо недобрать очков только потому, что вы застряли на заданиях, которые вызывают у вас затруднения. Читайте задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что вы стараетесь понять условие задания по первым словам и достраиваете концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить ошибки в самых легких вопросах. Думайте только о текущем задании! Когда вы видите новое задание, забудьте всё, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые помогли вам решить одно задание, мешают сконцентрироваться и правильно решить другое. Исключайте то, что явно не подходит! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Угадывайте! Если вы не уверены в выборе ответа, но интуитивно можете предположить какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! Стремитесь к цели! Стремитесь выполнить все задания! Максимально используйте всё предоставленное вам время!
Литература, используемая в работе: 1. Жохов В.И., Погодин В.Н. Математический тренажер.- М.: ИОЦ «Мнемозина», Кузнецова Л.В. и др. Алгебра: сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе.- М.: Просвещение, Кузнецова Л.В. и др. Сборник заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы. 9 класс.- М.: Дрофа, Хлевнюк Н.Н., Иванова М.В. Формирование вычислительных навыков на уроках математики, классы.- М.: Илекса, Шитик И.С. Решение текстовых задач, 5-6 кл. – Авторский курс, Шитик И.С. Комбинаторика и элементы теории вероятностей, 5-6 кл. – Авторский курс, Федеральный институт педагогических измерений. Алгебра. Экзамен в новой форме. 9 класс.- М.: АСТ: Астрель, 2009
Уважаемые коллеги !!! Желаю Вам здоровья, сил, терпения! Успехов всем в нашей благородной работе!