Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. С. Есенин «Родимые пятна» рязанского говора © МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2006 Выполнили ученики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В гостях у словарей «Диалектные слова» Тухватуллина Лилия, 6 класс МБОУ «Параньгинская СОШ»
Advertisements

ЕСЕНИНСКИЙ ОСЕННИК Авторы: Свистельникова Мария Юрьевна Божко Елена Николаевна.
Слова, употребляемые жителями той или иной местности Стайка - сарай Махотка - крынка Гомонок - кошелек Лыва - лужа.
СПб ГБПОУ Колледж кулинарного мастерства Своеобразие метафоры в лирике Сергея Есенина Сергея Есенина Преподаватель литературы: Выдомская Л. В. 2015/2016.
Настоящий патриот должен развивать в себе такие качества : Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой.
6 класс Литературный русский язык В школе изучается современный русский литературный язык. Это язык повседневного общения, офи- циально-деловых документов,
Общеупотребительные слова. Диалектизмы.. Если ты сомневаеш…ся в написани… слов – обратись к _____ словарю, в произношени… слов – смотри в _____ словарь,
Путешествие во времени: знакомство с крестьянским бытом к. 19 – н. 20 века. Учитель русского языка и литературы Доценко Н. Н. Учитель музыки Кривозубова.
Диалектные слова. Цель урока Познакомить детей с диалектными словами Показать на примерах литературных произведений роль диалектных слов в речи Учить.
Диалектные слова Урок русского языка в 6 классе подготовлен учителем русского язык и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Ой ты, Русь, моя родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу. Весела твоя радость короткая С громкой песней весной на лугу. С.А.Есенин С.А.Есенин ( 1895.
Образ Руси в лирике Сергея Есенина Автор: Иллариохина Дарья, ученица 11 «Б» класса, школа 44, Мурманск, 2008 г. Руководитель: Антонова Наталья Витальевна,
Сергей Александрович Есенин как национальный поэт
Диалектные слова. Цель урока Познакомить детей с диалектными словами Познакомить детей с диалектными словами Показать на примерах литературных произведений.
В хате Пахнет рыхлыми драченами*; У порога в дежке* квас, Над печурками* точёными Тараканы лезут в паз*. Льётся сажа над заслонкою, В печке нитки попелиц*,
Стихотворения поэтов веков о Родине
ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. ОУ СОШ 26 Лексика. Обобщение изученного. Выполнила учитель русского языка и литературы АпалёноваО.В.
Родина в стихах Сергея Есенина Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем краткимРусь С.Есенин.
Сергей Есенин Полей малиновая ширь… Природа в ранней лирике Сергея Есенина Ахметова Екатерина, ученица 11 класса МБОУ «Зиминский лицей»
Богатство вместе с властью вольно ходят, Вступая в океан добра и зла, Когда они из наших рук уходят; Любовь же, пусть неправильной была, - Бессмертная,
Транксрипт:

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу. С. Есенин «Родимые пятна» рязанского говора © МОУ СОШ 15, г. Ярославль, 2006 Выполнили ученики 11 «а» класса Макаров Дмитрий, Архиреева Юлия, Посуконько Владимир

Цель Выясните, зачем С. Есенин использует диалектизмы.

Гипотеза Мы считаем, что выросший в крестьянской семье Сергей Есенин не мог не употреблять знакомых ему с детства слов.

Гой ты, Русь, моя родная... Гой ты, Русь, моя родная, Хаты в ризах образа... Не видать конца и края Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» – Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою». 1914

Комментарий Корогод хоровод. Леха гряда, ряд, порядок, полоса, борозда, межа. Риза 1) верхняя одежда, облачение священника при богослужении; 2) оклад на иконах, накладная одежда на образах, покрывающая выпуклой чеканной работой всю доску, кроме тела. Околица – округ, округа, окружная местность. Стежка – тропа, тропинка, дорожка, торёнка. Приволь – обилье. Рать – брань, пря, ссора, петь с побоищем, война.

В хате Пахнет рыхлыми драченами; У порога в дёжке квас, Над печурками точеными Тараканы лезут в паз. Вьется сажа над заслонкою, В печке нитки попе лиц, А на лавке за солонкою Шелуха сырых яиц. Мать с ухватами не сладится, Нагибается низко, Старый кот к махотке крадется На парное молоко. Квохчут куры беспокойные Над оглоблями сохи, На дворе обедню стройную Запевают петухи. А в окне на сени скатые, От пугливой шумоты, Из углов щенки кудлатые Заползают в хомуты. В стихотворении, не считая служебных (предлогов и союзов), 53 знаменательных слова. И по меньшей мере пятая их часть нуждается в пояснении.

Комментарий Драчены – запеченные лепешки на молоке и яйцах из пшенной каши или картошки. Дёжка – кадка. Печурка – похожее на русскую печь углубление в ее боковой стене, куда ставят или кладут что-либо, чтобы оно было сухим или теплым» (таких углублений обычно несколько). Паз – узкая длинная щель между неплотно пригнанными кирпичами.

Комментарий Заслонка – железный лист с ручкой, закрывающий выходное отверстие (устье) русской печи. Попелица – зола. Ухват – приспособление (на длинной деревянной ручке) для подхватывания посуды, чтобы поставить ее в русскую печь или, наоборот, достать ее оттуда. Махотка – вид горшка (для молока, кваса и т. д.).

Комментарий Обедня – хоровое произведение, сопровождающее богослужение в православной церкви в первой половине дня (до обеда). Скатые – с наклоном. Пугливая – пугающая (!) (с антонимичным общеупотребительному значением).

Вывод Есенин прекрасно знал живую речь Рязанского края и прихотливо обогатил свою лирику, подсмотрев «кичливый» язык коров и свет «вечерний шафранного края». «Я чувствую себя хозяином в русской поэзии и потому втаскиваю в поэтическую речь слова всех оттенков, нечистых слов нет. Есть только нечистые представления», – писал в 1923 году поэт.

Вывод Таким образом, гипотеза подтвердилась: выросший в крестьянской семье, впитавший в себя родной говор рязанской деревни и образную систему русского народного творчества Сергей Есенин не мог не употреблять знакомых ему с детства диалектных слов.

Список использованной литературы 1. Обучающие практические работы по литературе классы/Т.Н. Андреева, Е.Б. Кузина, Е.С. Степанова и др.; под ред. Т.Н. Андреевой. – М.: Дрофа, Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: Кн. Для учителя/ Просвещение, Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 томах./ Владимир Иванович Даль. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2003.