Лабораторная работа «Строение семян» Органы цветкового растения 6 класс
Цель работы: изучение строения семени – генеративного органа цветкового растения, предназначенного для размножения и распространения растений; формирование навыков исследовательской работы с натуральными биологическими объектами; сравнение строения семян двудольных и однодольных цветковых растений. Оборудование: сухие и набухшие семена фасоли, проростки фасоли, сухие и набухшие зерновки пшеницы, проростки пшеницы, препаровальные иглы, пинцет, лупа, линейка. Лабораторная работа «Строение семян»
1. Рассмотрите сухое и набухшее семя фасоли. Измерьте линейкой длину и ширину семян. Какое семя больше? Чем вы можете это объяснить? 2. Найдите на вогнутой стороне набухшего семени рубчик – место прикрепления семени к семяножке. Рядом с рубчиком найдите точечное отверстие – семявход. 3. Нажмите пальцем на боковые поверхности набухшего семени. Что Вы наблюдаете? 4. С помощью иглы снимите с набухшего семени кожуру. Рассмотрите кожуру и убедитесь, что она плотная. Каково значение кожуры в жизни семени? Лабораторная работа «Строение семян»
5. Под кожурой находится зародыш. Рассмотрите его внешний вид. Разделите зародыш, и вы увидите, что он состоит из двух семядолей, корешка, стебелька и почечки. Пользуясь лупой. Рассмотрите эти части зародыша. 6. Сравните зародыш семени с проростком фасоли. Из каких частей зародыша развились органы проростка: корешок, стебелек и листья? Что произойдет с семядолями? Лабораторная работа «Строение семян»
7. Сравните между собой сухую и набухшую зерновку пшеницы. В чем различия? Попробуйте препаровальной иглой снять околоплодник с набухшей зерновки. Легко ли это сделать? Почему? 8. Рассмотрите иллюстрацию препарата «Зерновка пшеницы – продольный разрез». Найдите эндосперм, он занимает большую часть семени. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами. Найдите на иллюстрации зародыш: он состоит из одной семядоли, корешка, стебелька и почечки. Семядоля плотно примыкает к эндосперму. Как Вы думаете, из какой части зерновки зародыш пшеницы получает необходимые для развития питательные вещества? Лабораторная работа «Строение семян»
9. Сравните семя фасоли с зерновкой пшеницы. Что в них общего? Чем они различаются? Дополните схему строения семян фасоли и пшеницы. 10. Признаки каких классов цветковых растений можно определить по строению семени? Лабораторная работа «Строение семян»
11. Выполните тренировочные задания и тесты по теме лабораторной работы: Тест «Строение семени» Тест «Строение семени пшеницы» Тест «Строение семян однодольных и двудольных» Изучите признаки классов однодольных и двудольных цветковых растений: Однодольные 0fc4c697db4b/%5BBIO6_03-10%5D_%5BIM_03%5D.swf 0fc4c697db4b/%5BBIO6_03-10%5D_%5BIM_03%5D.swf Двудольные eeceac1/%5BBIO6_03-10%5D_%5BIM_02%5D.swf eeceac1/%5BBIO6_03-10%5D_%5BIM_02%5D.swf Лабораторная работа «Строение семян»
Ззадание 1. Вставьте пропущенные слова. 1. Основными частями семени двудольных растений являются семенная … и …. 2. Семенная кожура... семя растения от …. 3. Эндосперм – это … … для развития зародыша. 4. Запасные вещества накапливаются в … и …. 5. Однодольными называют растения, в семени которых … …. 6. Зародыш семени однодольного растения состоит из …, …, … и …. 7. Различие семени однодольных и двудольных растений в количестве …. 8. … – это след от семяножки. 9. Околоплодник срастается с семенной кожурой у … растений. 10. Двудольными называют растения, в семени которых … …. Лабораторная работа «Строение семян»
3 задание 2. Восстановите логическую цепь: Корешок + стебелек + ? + ? ––> зародыш семени двудольных растений. 1 семядоля + стебелек + корешок + ? ––> ? Семя двудольных растений ––> ? + зародыш семени. Семя однодольных растений ––> ? + зародыш семени + ? Лабораторная работа «Строение семян»