Задача школы – Не только дать систему знаний о мире, обществе и человеке (П. Блонский: «Пустая голова не размышляет»), но и сформировать творческую личность с развитой эмоционально-нравственной сферой и высоким уровнем интеллекта.
Психологический аспект проблемы обучения и развития Л.С.Выготский: Только то обучение считается хорошим, которое забегает вперед развитию П.Я.Гальперин: Только то учение способствует развитию ученика, которое дает ему навык анализа
Проблемная ситуация ПС – сложное психическое состояние интеллектуального затруднения, возникшее в результате неспособности человека решить задачу известными ему способами. В результате чего он вынужден искать новые пути решения.
Проблемная ситуация Причина возникновения ПС: Противоречие между наличным уровнем знаний, умений и навыков человека и новыми требованиями, которые к нему предъявляются
Условия создания ПС 1. ПС возникает тогда, когда человек встает перед многообразием выбора из имеющихся знаний. 2. ПС возникает тогда, когда ученик сталкивается с новыми условиями применения знаний на практике. 3. ПС возникает тогда, когда для ученика очевидна теоретическая возможность решения, но отсутствует способ решения.
Условия принятия ПС учениками 1. Наличие базы знаний по поставленной проблеме. 2. Наличие опыта активного обучения. 3. Благоприятная учебная атмосфера. 4. Осознание учеником важности проблемы на данный момент (мотивация).
Дополнительные условия мотивации ученика и поддержания познавательного интереса 1. Эмоциональность и яркость изложения. 2. Прагматическая направленность в область личных интересов. 3. Показ возможности переноса знаний из одной сферы в другую. 4. Представление широких возможностей для самоорганизации и самореализации. 5. Использование различных приемов стимулирования поисковой активности, в т.ч. и традиционные рекламные ходы с опорой на побудительные мотивы: признания, самоуважения, новизны, разрушения скуки, занимательности.
МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ 1. Проблемное изложение материала. 2. Частично-поисковый (эвристический). 3. Исследовательский. Отличаются удельным весом самостоятельной поисковой деятельности и уровнем проблемности.
Проблемный и не проблемный вопросы НП ?П ? ЦЕЛЬАктуализация и закрепление знаний Активизация познавательной деятельности ОСОБЕННОСТЬОпирается на имеющиеся знания и содержится в них Опирается на имеющиеся знания, но не содержится в них
2. Частично-поисковый (эвристический) метод Предполагает активное вовлечение учеников в обсуждение и решение проблемы, разбитой на под проблемы, задачи и вопросы. Поисковая деятельность направляется и контролируется преподавателем. Направлен на постепенное освоение учениками сложных действий по самостоятельному решению познавательных или профессиональных проблем.
. Ученики самостоятельно выполняют один из поисковых шагов: 1. Увидеть, в чем состоит суть проблемы. 2. Сформулировать гипотезу. 3. Предложить способ решения. 4. Построить доказательство. 5. Сделать выводы из полученных фактов, обобщить. По сути проблема делится на группы под проблем, из которых выделяются те задачи, решение которых доступно ученикам.
3. Исследовательский метод Включение учащихся в процесс формулировки проблемы, определения логики ее решения, отбора методов, проведения исследования, обработки и анализа результатов. Метод направлен на решение таких проблем, в которых ученики могут проявить полную самостоятельность от постановки проблемы до ее разрешения. При этом реализуют полный цикл шагов.
. По данным экспертной комиссии ООН: человек усваивает 10% из прочитанного; 20% из слышимого; 30% из видимого. Если человек слышит и видит, то уровень усвоения повышается до 50%. Если слышит, видит и обсуждает (делает) – до 70%. Ничто не делает знание таким ярким, радостным и прочным, как собственный поиск его.
. БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!