КОРРЕКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Педагог-психолог ЦПМПК Ленкова А.С.
Трудные подростки составляют до 40% всех обучающихся в среднем звене.
Проявления в эмоциональной сфере у девиантных подростков: импульсивность раздражительность вспыльчивость агрессивность негативизм конфликтность трудности общения с окружающими тревожность дефектность ценностной системы (особенно в области целей и смысла жизни ).
Девиантное поведение - система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов, в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением.
Коррекция девиантного поведения - социально- педагогический и психологический комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных операций и процедур, направленных на регуляцию мотиваций, ценностных ориентации, установок и поведения личности, а через нее на систему различных внутренних побуждений, регулирующих и корректирующих личностные качества, характеризующие отношение к социальным действиям и поступкам.
Этапы коррекционной работы в подростковых девиантных группах: 1. Формулировка социально-психологической и педагогической проблемы. 2. Выдвижение гипотез о причинах девиантного поведения. 3. Диагностический этап. 4. Выбор методов и технологий коррекционной работы. 5. Использование методов, методик и технологий коррекционной работы. 6. Разработка программы психокоррекционной работы с детьми и подростками. 7. Осуществление этой программы. 8. Контроль за ходом и эффективностью программы.
Формы организации психологической коррекции: индивидуальная, групповая и семейная
Принципы организации и осуществления психокоррекционной работы: единство диагностики и коррекции; нормативности развития; системность развития психической деятельности; деятельностный принцип коррекции; нравственно-гуманистическая направленность психолого- педагогической помощи; понимание и сочувствие; приоритетность превентивности социальных проблем, их профилактика; своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки профессионализм специалистов психологов, социальных педагогов и др., а также учителей.
Важнейшим принципом деятельности психолога является учет индивидуальных особенностей подростка, уровень развития его психических процессов, адекватности самооценки, эмпатийности, автономности личности с целью коррекции этих качеств.
Методы работы с детьми и подростками Профилактическая индивидуальная беседа Убеждение Интервью Психологическое консультирование Индивидуальная психотерапия Групповая психотерапия
Приемы психокоррекционной работы Различные формы внушения Игротерапия Арт-терапия (изобразительная, сказкотерапия, музыкотерапия, библиотерапия, танцтерапия) Логотерапии Поведенческие терапии (различного вида тренинги, психогимнастика) Социальные терапии
Игротерапия – метод в психокоррекционной работы с детьми и подростками посредством разнообразных игр и упражнений. Игры с правилами. Игры-соревнования. Игры-драматизации. Образно-ролевые и сюжетно-ролевые. Психотехнические освобождающие и режиссерские игры
Арттерапия – методы коррекционной работы посредством искусства. Основная цель арт терапии состоит в гармонизации развития личности через развития способностей самовыражения и самопознания.
Психогимнастика - выражение переживаний, проблем, эмоций посредством движений, мимики и жестов.
Аутогенная тренировка (от греч. Autos – сам, genos – происхождение) – активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия. Основными элементами метода являются мышечная релаксация, самовнушение и самовоспитание.
Только в процессе тесного профессионального сотрудничества возможно добиться успехов в адаптации и гармонизации личности детей и подростков с расстройствами поведения.