В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Эффективность обучения зависит от уровня мотивации учения, поэтому необходимо поддерживать интерес к предмету ОБЖ, используя разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности учащихся, т.к. именно этот предмет несет на себе основы будущего здорового образа жизни не только каждого ученика нашей школы, но и всей нации.
СТАРЫЕ:НОВЫЕ: приобретает знания и навыки; ориентация на объем материала; отсутствие возможности выбора; принятие целей образования и жизни в готовом виде; стремление избежать контроля. саморазвитие и самосовершенствование; знания приобретаются в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость; наличие возможности выбора программ и даже предметов; постановка и формулирование своих собственных целей и способов их достижения; стремление к своевременному и объективному контролю.
Цели изучения темы: дать ученикам представления о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщить к здоровому образу жизни; сделать вывод о том, что способствует сохранению здоровья, а что наносит ему вред; добиться формирования у учащихся активной позиции по данной проблеме; развивать творческие способности, память, внимание, познавательный интерес. Задачи: активизировать познавательный интерес учащихся к изучаемой теме; дать ученику такой уровень знаний, умений и навыков, который позволил бы ему вести здоровый образ жизни, резко отрицательно относясь к вредным привычкам; побудить подрастающее поколение анализировать свой образ жизни, стремится к самосовершенствованию.
Тип урока Тема урока Используемые методы Изучение нового материала. Здоровый образ жизни. -словесный -наглядный -практический -мультимедиа Изучение нового материала. Современные методы оздоровления. -словесный -наглядный -практический -мультимедиа Изучение нового материала. Факторы риска во внешней и внутренней среде организма человека. Их влияние на здоровье. -словесный -наглядный -практический -мультимедиа Изучение нового материала. Гигиена кожи и питания. -словесный -наглядный -практический -мультимедиа Изучение нового материала. Гигиена воды и одежды. -словесный -наглядный -практический -мультимедиа Изучение нового материала. Факторы, разрушающие здоровье человека: курение, алкоголь, наркомания, токсикомания. -словесный -наглядный -практический -мультимедиа Контроль знаний.Итоговый контроль знаний по теме «Основы ЗОЖ». -практический -мультимедиа
Из данной таблицы видно, что ИКТ применяются на моих уроках ОБЖ в 9 классе МОУ Новопокровская СОШ практически постоянно; результаты контрольной работы по теме в виде тестов с применением ИКТ хорошие. Это говорит о стабильности и правильности выбора методов изучения материала с применением современных ИКТ.
Для хорошей, полезной презентации большое значение имеет размер аудитории (известно, что когда в группе больше 12 человек нормальное обсуждение становится невозможным). Поэтому презентации очень удобны в наших маленьких классах, т.к. позволяют свободное и непринужденное обсуждение любых вопросов в курсе изучения предмета ОБЖ. Информация отличается яркостью, динамичностью и привлекательностью. Возможно задействовать сразу несколько ресурсов: текст, анимацию, видео графику и звук. При использовании на уроках презентаций изучение и закрепление материала происходит путем последовательной подачи слайдов и спецэффектов, что помогает ученику последовательно повторить материал урока. Компактность и удобство передачи информации.
Мультимедиа материалы способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, социальных компетентностей, получению навыков работы с ИКТ, накоплению фактических знаний. Развивается познавательный интерес к предмету через тягу современного школьника к компьютеру. Используя ИКТ, учащиеся приобретают навыки самостоятельного поиска и обработки интересующей их информации: умение самостоятельно анализировать, аргументировать, отбирать главное и т.д. Большое значение для адаптации во взрослой жизни имеет умение общаться с аудиторией: с помощью ИКТ вырабатывается умение создавать и защищать свои работы; развивается речь, манера изложения, импровизация; умение удержать внимание аудитории; чувство времени. Воспитываются деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, сремление к высоким результатам, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность. Благодаря использованию ИКТ появилась возможность проведения интерактивных уроков. Электронные презентации являются частью учебно-методического комплекса урока и существенно расширяют образовательное пространство учебника.
Цель анкеты – выяснение осведомленности молодежи по проблеме здорового образа жизни. Заполнение анкеты не займет много времени. Опрос проводится анонимно. По результатам анкетирования видно, что учащиеся не однозначно относятся к 6,7,8 вопросам. v - проведены индивидуальные беседы. 1 - см. вопросы в приложении avvvvvvvv bvv cvv d e
Заполнить таблицу с выбранными утверждениями. Примечания. Проработав с компьютером 15 мин., сделать гимнастику для глаз. Оценка. Правильный ответ на вопросы 1.1., 1.2., 1.3. будет оцениваться в 0,5 балла, т.к. этот тест уже предлагался уч-ся, но был выполнен с небольшими неточностями. На оценку «5» надо получить 26,5 балла. На оценку «4» надо получить 23,5 балла. На оценку «3» надо получить 16,5 балла. Работа над ошибками Борьба с вредными привычками.Правильный образ жизни. Курение.Наркомания.Алкоголизм.Двигательная активность. Гигиена
Компьютерная презентация Смирнова К. «Духовные ценности человека». Виртуальная экскурсия «Время выбрало нас» по нравственно-патриотическому воспитанию для членов патриотического клуба «Факел». Стенд «Брось сигарету!» подготовил Кабанов Л.
Выступления перед учениками 5-8 классов с сообщениями о вредных привычках Казак К. и Осяниной К. Презентация «Я жить хочу, я здоров!» на школьный сайт Тулегеновой А.
Программа для учащихся ОУ ОБЖ 5-11 классы. – М.: Дрофа,2007. Учебник ОБЖ для 9 класса, С.Н. Вангородский и др. – М.: Дрофа, Материалы мониторингов, проводимых в МОУ Новопокровская СОШ. Ресурсы Интернета: Сайт Совета при Президенте России по реализации национальных проектов. Приказ Мининформсвязи России и Минобрнауки России 176/85 от30 июня 2006 года. Ст. 12 Закона РФ «Об образовании». (сайт школы) besttec.ru Библиотека Гумер – Педагогика: Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие. edu.of.ru БСЭ. Электронное издание на 3 дисках. ЭК и М для детей. Электронное издание на 2 дисках.