Методическое мастерство педагога: «Современный урок в образовательной системе» Учитель биологии МОУ Маслянинская СОШ 1 Новосибирская область Буханистов А.А.
Мы должны сами изменить подход к изучению любого предмета в школе.
Цели занятия В ходе занятия участники смогут: уточнить понятия «урок», «форма», «метод» преподавания; познакомиться с современными подходами к классификации уроков; усвоить систему требований к современному уроку.
Урок – первичный элемент системы преподавания Урок – коллективная форма обучения, которой присущи: постоянный состав учащихся; определенные временные рамки занятий; жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Структура и методика организации урока во многом зависит от тех дидактических целей и задач, которые ставятся учителем, а также от тех средств, что имеются в его распоряжении.
Значение урока в учебном процессе урок-главная составная часть учебного процесса учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке качество подготовки учащихся определяется уровнем проведения урока.
Подготовка к уроку: основные этапы Определение: темы урока; место темы в учебном курсе; ведущих понятий, на которые опирается данный урок (ретроспектива); учебного материала, который будет использован в дальнейшем (перспектива).
Типология уроков по дидактической цели и методам уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ; лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); уроки проверки и оценки знаний (тестирование, собеседование, обсуждение, защита проектов, рефератов и т.п.); комплексные уроки, на которых решаются различные задачи: от введения нового материала до его закрепления, рефлексии;
уроки освоения нового материала, на этом уроке новый материал может вводиться учителем, осваиваться в совместной практической деятельности, в работе в малых группах, в процессе самостоятельной исследовательской работы учащихся с источниками и т.д. отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу); организация самостоятельной домашней работы, индивидуальных или групповых исследовательских проектов и т.д.
Методы организации учебной деятельности на уроке Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой и т.д.); Методы организации практической и познавательной деятельности и формирования опыта позитивного социального поведения (моделирование ситуаций на уроке, анализ и обобщение социального опыта, решение познавательных задач, разбор кейсов, учебные игры и т.д.). Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, игровые ситуации, образно- эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.). Методы контроля эффективности педагогического процесса (тестовые технологии педагогических измерений, устный и письменный опрос, накопительная система, защита творческих работ, проектов, формирование портфолио, рейтинговое оценивание и др.).
Цели, задачи и структура урока если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний; на уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении нестандартных проблем и задач; на уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Общие требования к современному уроку. Урок должен: включать в себя представление актуальных, дидактически отобранных элементов содержания, необходимых, прежде всего, для принятия практических решений, организации собственной деятельности (учить формулы, чтобы решать задачи); способствовать формированию основ критического мышления, познавательной, коммуникативной компетентности учащихся, прочному усвоению необходимых практических приемов и навыков; формировать у учащихся в процессе обучения позитивные черты личности, умение взаимодействовать с другими людьми, быть терпимыми к иному мнению; осуществлять развитие личности учащихся, учитывать индивидуальные познавательные особенности школьников;
формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни, готовность действовать в нестандартной ситуации, не боясь ответственности; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с источниками информации, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.
Структура урока целеполагание; мотивация; постановка проблемы; освоение нового материала (информационный блок) подведение итогов, рефлексия; оценивание.
Формулировка целей: Цели формулируются от учащегося, выступающего в качестве субъекта образовательной деятельности, например: В ходе занятия учащиеся смогут: получить представление о процессе гидролиза; освоить приемы определения среды раствора; приобрести навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами. Работать в малой группе; усвоить понятия гидролиз, среда раствора; научиться формулировать собственные оценочные суждения по проблеме «Какую среду имеют соли?»; освоить приемы решения задач по теме «Гидролиз».
Ожидаемые результаты всегда важно, чтобы деятельность людей ориентировалась на конкретный результат; подобная установка позволяет определять и подбирать оптимальные средства, способы обеспечения результатов; тесно связаны с целями урока формулируемые ожидаемые результаты; их обсуждаем вместе с учащимися, выясняем, чего мы хотим достичь к концу занятия.
Мотивация Чрезвычайно важный элемент урока, так как именно она обеспечивает настрой на решение познавательных задач, организацию совместной деятельности. Может выступать в форме: видеофрагмента; работы с карточками или тестом; музыкального фрагмента; стихотворения; демонстрации опыта; эмоционального рассказа; мудрого изречения и т.д. При этом важно, чтобы все это выходило на содержательную проблему урока, побуждало мысль школьников, формировало определенные аналогии, ассоциативные ряды.
Формулировка проблемы урока Проблема в самом сжатом виде представляет собой осознанный разрыв между желаемым и действительным, тем, что мы имеем, и тем, что мы хотим обрести. Формулируя совместно с учащимися проблему занятия мы также определяем оптимальные средства и методы ее разрешения, то есть, то, что нам нужно, чтобы успешно разрешить проблему.
Основная часть урока – информационный блок Может конструироваться самыми различными способами: лекция, беседа, рассказ, работа с учебником, иными источниками; организация работы в малых группах; проведение мозгового штурма; организация дискуссии; постановка эксперимента; проведение учебной игры и т.д.; чаще всего применяется совокупность методических приемов.
Рефлексия выступает обязательным элементом урока; строится на обсуждении степени реализованности целей занятия (что получилось, что не получилось); включает в себя оценивание результатов работы класса на уроке.
Организация домашнего задания ни в коем случае нельзя упускать данный элемент, сославшись на нехватку времени; обеспечивает связь между уроками, выстраивание их в логике, системе; способствует формированию устойчивого познавательного интереса к предмету, мотивации к изучению; способствует формированию приемов исследовательской деятельности у учащихся; является основой моделирования последующих уроков.
ВЫВОДЫ Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.
Не останавливайтесь на достигнутом! Творческих успехов, удачи и побед! Презентация подготовлена на основе материала к.и.н. доцента кафедры АКПРО г.Москва, автора учебников по обществознанию - Кишенковой О.В. и учителя года г. Новосибирской области Буханистова А.А.