Методическое мастерство педагога: «Современный урок в образовательной системе» Учитель биологии МОУ Маслянинская СОШ 1 Новосибирская область Буханистов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическое мастерство педагога. Современный урок. Автор: к.ист.наук Кишенкова О.В.
Advertisements

Современный урок. Занятие – это труд, дело, время учения. Заниматься – значит сосредоточить свой интерес на ком-нибудь или на чем-нибудь. С.Ожегов.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
«Современный урок в школе- основная организационная форма реализации принципов развивающего обучения» МОУ СОШ 42 зам. директора по УВР Романова О.Г.
Особенности организации урока английского языка в современной школы в условиях ФГОС НОУ Минахин Д.В.
Учебное занятие Идеи, конструирование, анализ. Задачи конкурсного урока Продемонстрировать знание содержания образования по своему предмету Продемонстрировать.
Учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЗА. ДИРЕКТОРА ПО УВР ОРЛОВОЙ Т.Ю. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ.
Применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроках разного типа (вида)
Защита Защита реферата реферата. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Знание только тогда знание, когда.
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Организация самостоятельной работы на уроке. Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью Л.Н.Толстой Человека.
«КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК?». УРОК – основная организационная единица учебного процесса, функция которой состоит в достижении определенных образовательных,
Диагностика профессионализма учителя. Ярко выражено Имеет место Понимание целей и задач, места учебного предмета в системе обучения, воспитания и развития.
Урок - основная форма организации текущей учебной работы Подготовила: преподаватель ГБПОУ ВО «Бутурлиновский педагогический техникум» О.А.Герасименко.
Среди безликих нот и звуков Творишь ты в мрачной пустоте. Всё это для детей и внуков, Чтоб не остаться в темноте… (Ван Узилс)
Транксрипт:

Методическое мастерство педагога: «Современный урок в образовательной системе» Учитель биологии МОУ Маслянинская СОШ 1 Новосибирская область Буханистов А.А.

Мы должны сами изменить подход к изучению любого предмета в школе.

Цели занятия В ходе занятия участники смогут: уточнить понятия «урок», «форма», «метод» преподавания; познакомиться с современными подходами к классификации уроков; усвоить систему требований к современному уроку.

Урок – первичный элемент системы преподавания Урок – коллективная форма обучения, которой присущи: постоянный состав учащихся; определенные временные рамки занятий; жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом. Структура и методика организации урока во многом зависит от тех дидактических целей и задач, которые ставятся учителем, а также от тех средств, что имеются в его распоряжении.

Значение урока в учебном процессе урок-главная составная часть учебного процесса учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке качество подготовки учащихся определяется уровнем проведения урока.

Подготовка к уроку: основные этапы Определение: темы урока; место темы в учебном курсе; ведущих понятий, на которые опирается данный урок (ретроспектива); учебного материала, который будет использован в дальнейшем (перспектива).

Типология уроков по дидактической цели и методам уроки-лекции (практически - это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы) ; лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков); уроки проверки и оценки знаний (тестирование, собеседование, обсуждение, защита проектов, рефератов и т.п.); комплексные уроки, на которых решаются различные задачи: от введения нового материала до его закрепления, рефлексии;

уроки освоения нового материала, на этом уроке новый материал может вводиться учителем, осваиваться в совместной практической деятельности, в работе в малых группах, в процессе самостоятельной исследовательской работы учащихся с источниками и т.д. отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего - решение задач по новому материалу); организация самостоятельной домашней работы, индивидуальных или групповых исследовательских проектов и т.д.

Методы организации учебной деятельности на уроке Методы формирования сознания в целостном педагогическом процессе (рассказ, объяснение, беседа, лекция, учебные дискуссии, диспуты, работа с книгой и т.д.); Методы организации практической и познавательной деятельности и формирования опыта позитивного социального поведения (моделирование ситуаций на уроке, анализ и обобщение социального опыта, решение познавательных задач, разбор кейсов, учебные игры и т.д.). Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (соревнование, игровые ситуации, образно- эмоциональное воздействие, поощрение, наказание и др.). Методы контроля эффективности педагогического процесса (тестовые технологии педагогических измерений, устный и письменный опрос, накопительная система, защита творческих работ, проектов, формирование портфолио, рейтинговое оценивание и др.).

Цели, задачи и структура урока если планируется урок усвоения новых знаний, то перед учащимися ставятся соответствующие задачи по восприятию, осмыслению определенных понятий, законов, теорий; если предполагается урок применения знаний, навыков и умений, учащиеся настраиваются на творческое решение ряда практических задач на основе усвоенных на прежних уроках знаний; на уроке комплексного применения знаний и умений учащиеся обучаются применять полученные знания и навыки в жизненных условиях, что формирует творческую активность в решении нестандартных проблем и задач; на уроке обобщения и систематизации знаний учащиеся не только повторяют пройденный материал, но и приводят понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Общие требования к современному уроку. Урок должен: включать в себя представление актуальных, дидактически отобранных элементов содержания, необходимых, прежде всего, для принятия практических решений, организации собственной деятельности (учить формулы, чтобы решать задачи); способствовать формированию основ критического мышления, познавательной, коммуникативной компетентности учащихся, прочному усвоению необходимых практических приемов и навыков; формировать у учащихся в процессе обучения позитивные черты личности, умение взаимодействовать с другими людьми, быть терпимыми к иному мнению; осуществлять развитие личности учащихся, учитывать индивидуальные познавательные особенности школьников;

формировать у учащихся самостоятельность, творческую активность, инициативу, как устойчивые качества личности, умения творчески решать задачи, которые встречаются в жизни, готовность действовать в нестандартной ситуации, не боясь ответственности; вырабатывать умения самостоятельно учиться, приобретать и углублять или пополнять знания, работать с источниками информации, овладевать навыками и умениями и творчески применять их на практике; формировать у учеников положительные мотивы учебной деятельности, познавательный интерес, желание учиться, потребность в расширении и приобретении знаний, положительное отношение к учению.

Структура урока целеполагание; мотивация; постановка проблемы; освоение нового материала (информационный блок) подведение итогов, рефлексия; оценивание.

Формулировка целей: Цели формулируются от учащегося, выступающего в качестве субъекта образовательной деятельности, например: В ходе занятия учащиеся смогут: получить представление о процессе гидролиза; освоить приемы определения среды раствора; приобрести навыки химического эксперимента, умение работать с таблицами. Работать в малой группе; усвоить понятия гидролиз, среда раствора; научиться формулировать собственные оценочные суждения по проблеме «Какую среду имеют соли?»; освоить приемы решения задач по теме «Гидролиз».

Ожидаемые результаты всегда важно, чтобы деятельность людей ориентировалась на конкретный результат; подобная установка позволяет определять и подбирать оптимальные средства, способы обеспечения результатов; тесно связаны с целями урока формулируемые ожидаемые результаты; их обсуждаем вместе с учащимися, выясняем, чего мы хотим достичь к концу занятия.

Мотивация Чрезвычайно важный элемент урока, так как именно она обеспечивает настрой на решение познавательных задач, организацию совместной деятельности. Может выступать в форме: видеофрагмента; работы с карточками или тестом; музыкального фрагмента; стихотворения; демонстрации опыта; эмоционального рассказа; мудрого изречения и т.д. При этом важно, чтобы все это выходило на содержательную проблему урока, побуждало мысль школьников, формировало определенные аналогии, ассоциативные ряды.

Формулировка проблемы урока Проблема в самом сжатом виде представляет собой осознанный разрыв между желаемым и действительным, тем, что мы имеем, и тем, что мы хотим обрести. Формулируя совместно с учащимися проблему занятия мы также определяем оптимальные средства и методы ее разрешения, то есть, то, что нам нужно, чтобы успешно разрешить проблему.

Основная часть урока – информационный блок Может конструироваться самыми различными способами: лекция, беседа, рассказ, работа с учебником, иными источниками; организация работы в малых группах; проведение мозгового штурма; организация дискуссии; постановка эксперимента; проведение учебной игры и т.д.; чаще всего применяется совокупность методических приемов.

Рефлексия выступает обязательным элементом урока; строится на обсуждении степени реализованности целей занятия (что получилось, что не получилось); включает в себя оценивание результатов работы класса на уроке.

Организация домашнего задания ни в коем случае нельзя упускать данный элемент, сославшись на нехватку времени; обеспечивает связь между уроками, выстраивание их в логике, системе; способствует формированию устойчивого познавательного интереса к предмету, мотивации к изучению; способствует формированию приемов исследовательской деятельности у учащихся; является основой моделирования последующих уроков.

ВЫВОДЫ Мастерство учителя на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении новейших достижений педагогики и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью учащихся, их интеллектуальным развитием.

Не останавливайтесь на достигнутом! Творческих успехов, удачи и побед! Презентация подготовлена на основе материала к.и.н. доцента кафедры АКПРО г.Москва, автора учебников по обществознанию - Кишенковой О.В. и учителя года г. Новосибирской области Буханистова А.А.