Художественно-эстетическое развитие в ДОУ: целевые ориентиры, задачи, содержание целевые ориентиры, задачи, содержание Подготовила: Ахметшина Руфия Якубовна, старший воспитатель 1 квалификационной категории МБДОУ ДС 4 Асекеевского района Оренбургской области Январь, 2015
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» согласно ФГОС ДО определяет: - задачи развития предпосылок для ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; - становление эстетического отношения к окружающему миру; - формирование элементарных представлений о видах искусства; - восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; - стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; - реализацию самостоятельной творческой деятельности детей изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др. 2
3 Интеграция тематических модулей в рамках решения задач художественно-эстетического развития детей Тематический модуль Задачи Задачи «Художественное творчество» Развивать продуктивную деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд), детское творчество; приобщать к изобразительному искусству «Познание» Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность «Чтение художественной литературы» Развивать художественное восприятие и эстетический вкус «Музыка»Развивать музыкальную деятельность, приобщать к музыкальному искусству
Принципы развития художественно- эстетической деятельности Принцип активности. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка. Принцип взаимосвязи обучения и развития. Художественно-эстетический принцип отбора материала. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Принцип народности и культуросообразности. Культурологический принцип. Индивидуальный подход. 4
Средства развития художественно- эстетической деятельности Эстетическое общение. Непосредственное взаимодействие ребенка с природой. Искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества и др.). Окружающая предметная среда. 5
Методы и приемы развития художественно-эстетической деятельности Методы художественного обучения дошкольников Игровые методы ( создание воображаемой ситуации, привлечение игровых персонажей к комментированию действий детей, приемы «живая кисточка» и «волшебный карандаш», «разговаривающие краски», прием словесного рисования в процессе выполнения игровой роли, социоигровой метод и др.). Наглядные методы (метод целостного восприятия картины, наблюдение, рассматривание предмета (обследование), образец, показ картины, показ способов изображения и действия). Словесные методы (метод беседы, метод сравнения картин, прием демонстрации детям образца рассказа педагога). Метод схематизации или символического моделирования с помощью пиктограмм. Метод проектов. 6
Методы и приемы развития художественно-эстетической деятельности Методы художественного воспитания дошкольников Методы формирования эстетического сознания (метод побуждения к сопереживанию, метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения). Методы организации художественной деятельности (метод приучения, упражнения в практических действиях). Методы стимулирования и активизации художественного творчества (методы поисковых ситуаций, творческих заданий, побуждения детей к творческим проявлениям). 7
Формы развития художественно-эстетической деятельности Игры ( дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.). Занятия ( традиционные, тематические, доминантные, интегрированные, комплексные). Выставки детских работ. Экскурсии. Праздники и развлечения ( «Затейничество», «Концерт самодеятельности», «Театрализованное представление», фольклорные праздники). Отдых (активный и пассивный). Самообразование (чтение литературы, экскурсии, посещение музеев, выставок, коллекционирование, деловые игры, хобби, самостоятельное экспериментирование, познавательные беседы). Творчество. Дизайн-гостиные. Детско-родительские творческие клубы и творческие мастерские. Литературные, художественные и музыкальные салоны. 8
Формы организации музыкальной деятельности - Фронтальные музыкальные занятия как непосредственно образовательная деятельность (комплексные, тематические, доминантные, традиционные). - Индивидуальные и подгрупповые музыкальные занятия как непосредственно образовательная деятельность (творческие, развитие слуха и голоса, освоение танцевальных движений, обучение игре на детских музыкальных инструментах). - Музыкальная среда вне музыкального зала (самостоятельная музыкальная 'деятельность, музыкальные пробуждения, досуги, утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные занятия). - Праздники и развлечения (сезонные, тематические, фольклорные, игровые). - Музыкальный салон. 9
Формы организации театрализованнойй деятельности - Театрализованные занятия (2 раза в неделю). - Самостоятельная театрализованной-художественная деятельность. - Театрализованная игра на праздниках, развлечениях. - Театрализованные игры-спектакли (1 раз в квартал или полугодие). - Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей. - Музей кукол. - Посещение детьми театров совместно с родителями. - Мини-игры на других занятиях. - Мини-игры на музыкальных занятиях. - Театрализованные игры в повседневной жизни. 10
Интегрированная оценка результатов художественно-эстетического воспитания Результаты художественно-эстетического воспитания детей: - освоение художественных видов детской деятельности; - развитие эстетических способностей; - формирование эстетической культуры ребенка; - эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; - стремление сопереживать чужой радости и печали; - активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; - желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; - потребность в совместных действиях; - способность радоваться успехам других и т.д. 11
Литература 1. Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания /Под ред. Н. В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, – 128 с. - (Библиотека журнала «Управление ДОУ»). 2. Лыкова И. А. Эстетическая коммуникация: целевые ориентиры, задачи, содержание. - Журнал «Управление ДОУ», 8, 2014, с. 34 – 42). 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155). 12