СОЖЖЕННОЕ ПИСЬМО Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои!.. Но полно, час настал. Гори, письмо любви. Готов я; ничему душа моя не внемлет. Уж пламя жадное листы твои приемлет... Минуту!.. вспыхнули! пылают легкий дым Виясь, теряется с молением моим. Уж перстня верного утратя впечатленье, Растопленный сургуч кипит... О провиденье! Свершилось! Темные свернулися листы; На легком пепле их заветные черты Белеют... Грудь моя стеснилась. Пепел милый, Отрада бедная в судьбе моей унылой, Останься век со мной на горестной груди...
* * * Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем. Я вас любил безмолвно, безнадежно, То робостью, то ревностью томим; Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим. 1829
МАДОННА Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель - Она с величием, он с разумом в очах - Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона. Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
«Анна Керн, урожденная Полторацкая, была современницей и близким другом величайшего поэта России Александра Сергеевича Пушкина. Она известна и как автор многих литературных произведений, опубликованных в XIX веке. Это автобиографические «Воспоминания», «Отрывки из воспоминаний о Пушкине». «Три встречи с Александром I», «Из воспоминаний о моем детстве и др.».
. Одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А. С. Пушкина по праву считается стихотворение «Я помню чудное мгновение». Оно посвящено А. П. Керн, племяннице П.А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году, а летом 1825 года она гостила в Тригорском. Как раз этот период его жизни был ознаменован романтической направленностью, из-под его руки тогда выходили самые светлые, радостные строчки, он вспоминает счастливый миг, прожитый рядом с ней, миг, когда впервые видит ее Я помню чудное мгновение Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Анну Пушкин сравнивает с чем-то божественным, неземным. Она у него как гений чистой красоты, возвышенная, всегда необыкновенно прекрасная.
Возникший в первой строфе образ чистой красоты воспринимается как символ красоты и поэзии самой жизни. Впечатление радостного юношеского видения усилено во второй строфе, где душевное состояние передано в характерных для романтического стиля недомолвках: В томленьях грусти безнадежной, В тревогах шумной суеты, Звучал мне долго голос нежный И снились милые черты. Оба эпитета: голос нежный и милые черты оттеняют нравственную основу пушкинского идеала красоты.
Следующие строфы - поэтический рассказ о жизненных испытаниях, которые, казалось, навсегда изгладили из памяти радостное юношеское видение. С третьей строфы интонация стихотворения изменяется, первая строка ломается паузой, а в самой необычности порядка слов возникает тревожная нота: Шли годы. Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты, И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.
Последние две строфы звучат как гимн вечно юной и прекрасной жизни. Как ни тяжелы испытания, выпавшие на долю поэта, каким глухим и безысходным ни кажется мрак заточенья, его душа не завяла, она готова откликнуться на зов красоты. Вот почему предпоследняя строфа повторяет мотив юношеского видения, а последняя утверждает ту полноту и силу чувств, которых был лишен поэт в неволе: Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты, И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь.
Схема анализа литературного произведения 1. Выходные данные: а) автор б) время появления в) история создания г) место в творчестве д) кому посвящено е) сведения о литературной ситуации: какие существовали в литературе (поэзии) течения и направления; ж) к кому был близок автор. 2. Структура образов и развитие конфликта: а) тема и идея произведения. б) движение мысли и чувства в) развитие конфликта и сюжета, если он есть. г) система художественных образов стихотворения; как они соотнесены с жизнью человека и его чувствами. 3. Основные особенности поэтического языка: а) тропы и фигуры: сравнение, эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, символ, гипербола, инверсия... б) языковой поуровневый анализ: – поэтическая фонетика (ассонанс,аллитерация) – поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы, неологизмы) – использование явлений морфологии и синтаксиса. 4. Ритм. Стихотворный размер. Рифма. 5. Жанровое своеобразие стихотворения.(ода, гимн, романс, элегия, сонет...). 6. Черты лирического героя. 7. Авторская позиция. 8. Мое восприятие произведения.