«Обеспечение преемственности дошкольного и начального обучения. Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры» Поротикова Г.И. зам.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Программа «Истоки» как форма организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов по духовно – нравственному воспитанию» 5 марта 2012 года.
Advertisements

Уникальность программы «Истоки» Охват всех ступеней образования (от дошкольного до высшего) Использование литературного материала общеобразовательных.
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
«Развитие системы духовно- нравственных ценностей посредством учебного курса «Истоки».
Комплексный учебный курс « Основы религиозных культур и светской этики »
Выполнила Выполнила Фомичева Светлана Кирилловна Фомичева Светлана Кирилловна учитель истории учитель истории и обществознания и обществознания МОУ Кондрашовская.
Семья- 40% СМИ- 30% Школа-20% Улица- 10% «… Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» В. А.
Родительское собрание В МОУ СОШ пгт Новокручининский г.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Авторы: Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Основы религиозных культур и светской этики. НОРМАТИВНАЯ БАЗА: В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ 74 от 1 февраля 2012 г. с.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Транксрипт:

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального обучения. Духовно-нравственное воспитание детей на традициях русской культуры» Поротикова Г.И. зам. директора по УВР МОУ СОШ 3 г. Светлый декабрь 2009 г

Декларация прав ребенка (принята ООН ) Конвенция о правах ребенка (принята ООН ) Конституция РФ (принята ) – статьи 2,13 ч.5, 17 ч.3, 29 ч.2, 55 ч.3. Уголовный кодекс РФ – статьи 239,282 Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ( ). Закон РФ «Об образовании» (принят ). Письмо МО РФ «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях РФ» ( 47/20-11 п от ). Письмо МО РФ «О соблюдении законодательства РФ о свободе вероисповеданий в системе государственных и муниципальных учебных заведений» ( /17-22 от ).

В Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ДЕТСТВО признается важным этапом жизни человека и устанавливается приоритетность принципа подготовки детей к полноценной жизни в обществе, воспитания в них высоких гражданских качеств Проблема духовно-нравственного воспитания школьников с каждым моментом назревает неотвратимо.

В условиях социальной нестабильности, отсутствия идеологической доктрины в государстве налицо утрата духовной ориентации в обществе. И от этого страдает в первую очередь молодое поколение, дети. В этих обстоятельствах особенно ясной становится роль школы как гаранта мира и общественной нравственности. Таким образом, в социальном плане выбранная проблема более чем современна и своевременна.

Учитель должен противостоять этому, для того чтобы на смену лозунгу «служить обществу» не пришел призыв «служить только себе». Необходима мудрая, тонкая работа учителя, чтобы сбалансировать эти две тенденции. Ориентируясь на что? На вечное, общечеловеческие нормы морали; на тот ценный отечественный идеологический опыт, который есть в России и оправдал себя на практике: опыт Сухомлинского В. А., Макаренко А. С.

Составляющие технологии при определении темы семинара были следующими: Составляющие технологии при определении темы семинара были следующими: анализ состояния воспитательной работы за предыдущий год; изучение современной литературы (отечественной и зарубежной) по проблемам развития и становления личности; диагностика уровней воспитанности учащихся за предыдущие годы;диагностика уровней развития классного коллектива; изучение творческих работ учащихся (сочинений, тетрадей по развитию речи, анкет и т. п.); посещение и анализ уроков, внеклассных и внешкольных занятий; беседы с учащимися, учителями и родителями по нравственным проблемам.

выявление и определение педагогических позиций по проблеме духовно- нравственного развития современного школьника; диагностика и анализ уровня духовно- нравственного развития школьников; представление опыта духовно- нравственного воспитания, сложившегося в школе; корректировка подходов и технологий духовно-нравственного воспитания школьника.

Все шире входит в нашу речь слово Что оно означает? В Толковом словаре Д. Н. Ушакова читаем: «Духовность – … стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». Но есть и идеологическая точка зрения, которая не мыслит развитие духовности без приобщения к религии, без служения Богу. Школа – светское учреждение, следовательно, безрелигиозное. Таким образом, духовность мы рассматриваем как проявление в человеке высших общечеловеческих нравственных качеств.

Воспитание – это передача и усвоение подрастающим поколением социального опыта, культуры. Приоритетное направление работы начальной школы: творческое развитие ребенка, целенаправленное развитие памяти, внимания, логического и образного мышления; СПОСОБСТВОВАНИЕ правильному пониманию основ русской культуры и искусства через знакомство с образами классической литературы, фольклора, музыки, прикладного искусства в их историческом развитии.

Влияние литературного чтения на духовно- нравственное воспитание учащихся начальных классов Учителя начальных классов МОУ СОШ 3 считают, что свободное владение родным языком - надёжная основа каждого российского гражданина в его жизни, труде, творческой деятельности. Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. На уроках русского языка и литературного чтения учителями школы постоянно проводится работа по развитию речи.

Упражнения аналитического характера по готовому тексту. Упражнения аналитико- речевого характера по готовому тексту. Упражнения на переработку готового текста. Упражнения, требующие создания нового текста на основе данного. Упражнения тренирующие учащихся в создании своего текста. Разработка системы упражнений - важнейшее условие повышения действенности обучения связной речи

Важное значение в развитии духовной культуры учеников приобретают тексты художественной литературы. Художественные тексты имеют целью расширять культурный кругозор обучаемых, служить моделью образцом высказывания, обогащать речь учащихся словами с культурными компонентами, искусствоведческими терминами и лексикой, используемой в социально - культурной сфере.

Духовная культура нашего общества не может обойтись без использования слов: Русь, Россия, Вечность, Вера, Любовь, Надежда, Закон, Справедливость, Честность, Порядочность. Основным средством воспитательного воздействия на уроке литературного чтения остается слово учителя, а также слово писателя, поэтому необходимо отводить важную роль выразительному чтению художественного текста.

В 1-м классе дети приходят к пониманию значения Истоков. Система духовно- нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире: мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном). В первом классе мы выходим на интеграцию с чтением, письмом (развитие мелкой моторики руки), записи добрых слов людям, развитие связной речи (через сочинение сказок, стихов, рассказов по собственным наблюдениям). Дети рисуют то, что важно для них в этом мире.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД по курсу «Истоки», 1 класс Родители. Родительская любовь. Свет. Благодарность. Поле. Школа. Семья. Мир. Лад. Согласие. Добрый плод. Дар. Истоки. Родная земля. Родное слово. Радуга. Сияние истоков. Добро. Честь. Храбрость. Любовь. Милосердие. Мудрость. Родной край. Дом. Родные люди. Народная песня. Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец. Богатырь. Слово. Бесценный дар. Слово и дело. Весна и Слово. Добродетель. Сад добродетелей. Золотое сердечко. Талант. Доброе слово. Честное слово. Слово о родителях. Труд и подвиг. Святое слово. Доброе дело. Родительское благословение. Родительское слово. Уважение. Почитание. Богатырская доблесть. Жизнь. Образ. Род. Родник. Живая вода. Святой источник. Святая вода. Родина. Отечество. Святая земля. Образ Родины. Защитник Отечества. Солнце Земли русской. Образ праздника. Великая Победа. Святая память. Книга. Добро и красота. Творец. Книга книг. Библия. Библиотека. Живое слово книги. Чтение. Сердечный дар. Первая книга. Мир книги.

происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека.

Во 2-м классе происходит знакомство с истоками ближайшей к ребенку социокультурной среды и основной деятельности в ней человека. БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Имя. Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Нива. Поле. Лес. Дорога. Река. Море. Сев. Жатва. Прядение. Ткачество. Кузнечное дело. Плотницкое дело. Строительство. Торговля. Домашние животные. Слово. Сказка. Песня. Праздник. Книга. Икона. Храм. Согласие. Забота. Добрая молва. Память. Взаимовыручка. Милосердие. Гостеприимство. Воля. Течение времени. Вечность. Трудолюбие. Добросовестность. Ловкость. Своевременность. Терпение. Преображение. Задушевность. Мудрость. Труд души. Тайна. Надежда.

акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека. БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Вера. Верность. Правда. Честь. Надежда. Согласие. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Покаяние. Ум да разум. Истина. Знания и мудрость. Единство Веры, Надежды и Любви. Доверие. Уверенность. Признание. Преданность. Надежность. Чувство долга. Праведность. Правосудие. Путеводный образ. Единомыслие. Единодушие. Единоверие. Сострадание. Нетерпимость. Совесть. Сердечная привязанность. Милость в сердце. Доброжелательность. Раскаяние. Размышление. Знание. Вразумление. Подлинность. Искренность.

осуществляется знакомство с истоками русских традиций как важнейшим механизмом сохранения и передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

БАЗОВЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ РЯД Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать – хранительница очага, крестная мать. Мир – Вселенная, мир – сообщество, мир – согласие. Отечество. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел- хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест. Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход. Сообщества: община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор и укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

В школе одной из доминантных стоит задача – постижение искусства как способа передачи новым поколениям духовной культуры через пластическую (художественную) культуру. Учитель музыки Кошелева Н.С. работает по Программе «Музыка» авторского коллектива (Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина). Она составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского

Эта приоритетная программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью Цель программы – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной, т.е. культуры миро отношений, выработанных поколениями. Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении школьниками основных пластов русского музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков, сочинений современных композиторов. Включение в программу различных произведений основано на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно- нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной и художественной культуры.

Музыка может грустить и смеяться, Может заставить любить и страдать, Боль и обиду, надежду и счастья Может прочувствовать и передать...

Учителя начальной школы работают по Программе «Изобразительное искусство и художественный труд» (I – IX кл.) разработаной под руководством и редакцией народного художника России академика РАО Б.М. Неменcкого Эта приоритетная программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Цель программы – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной, т.е. культуры миро отношений, выработанных поколениями. Учитель может составлять и проводить качественно новые уроки с полноценным использованием ИКТ.

Большую роль в духовно- нравственном воспитании детей играет школьная библиотека, сотрудники которой проводят библиотечные уроки, различные выставки, принимают участие в различных конкурсах

Каждому человеку выпадает счастье где-то родиться, как и выпадает счастье где-то жить. Семья, соседи, друзья, школа, город – все это такие близкие слова, за которыми скрыты любовь и счастье каждого. Для человека естественно любить то, что его окружает. В сочинениях и стихотворениях наших учеников – воспоминания детства, свежие впечатления, размышления, попытка заглянуть в будущее. Творческие работы детей – это стремление узнать о своем городе как можно больше, любовь к родному краю. Об этом – сборник, который Вы открыли.

Нашим ученикам жить в XXI веке, приумножать славу города, создавать богатства, украшать и беречь его. Думаем, рисунки, фотографии, сочинения, стихотворения, представленные в сборнике, - один из шагов на пути к успеху. Умение видеть вечернюю и утреннюю зорьку, уважать с детства бабушек-соседок, помнить о подвигах предков даст возможность видеть с детства, как прекрасен твой город, любить и хранить его в будущем.

За годы существования школы сложилась модель выпускника - это ЧЕЛОВЕК знающий, умеющий учиться, мыслящий, нравственный, творческий, социально-активный, ведущий здоровый образ жизни.