Зачем я жил? Для какой цели родился?
М.А. Врубель г. «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»
Главное. Завершает роман «Герой нашего времени» повесть «Фаталист». В ней Печорин решает важный философский вопрос о том, в силах ли человек распоряжаться своей судьбой или на все воля божья? По этому поводу среди офицеров разгорается спор, большинство склоняются к тому, что рок определенно есть. В величии человека над роком уверен лишь один поручик Вулич, он заключает из-за этого с Печориным пари, которое выигрывает, но впоследствии погибает от шашки «одурманенного» казака и остается не прав в своих убеждениях. Завершает роман «Герой нашего времени» повесть «Фаталист». В ней Печорин решает важный философский вопрос о том, в силах ли человек распоряжаться своей судьбой или на все воля божья? По этому поводу среди офицеров разгорается спор, большинство склоняются к тому, что рок определенно есть. В величии человека над роком уверен лишь один поручик Вулич, он заключает из-за этого с Печориным пари, которое выигрывает, но впоследствии погибает от шашки «одурманенного» казака и остается не прав в своих убеждениях.
Фатализм. Главный «треугольник» повести – Вулич – Печорин – Судьба. Тема – вера или неверие в предопределенность жизни человека. Отсюда и название – «Фаталист». Что же такое фатализм? В словаре С.И. Ожегова объясняется так: «Мистическая вера в неотвратимую судьбу». Отсюда вопрос: есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека? Такие вопросы задавал себе наш герой, возвращаясь домой пустынными переулками. Он размышлял о предках, о своем поколении, живущем «без убеждений и гордости, без наслаждения и страха…» Каждая фраза последней исповеди Печорина, сделанной им в «Фаталисте», раскрывает еще одну грань его душевной трагедии. Он признается: «В первой молодости моей я был мечтателем… но что от этого мне осталось? Одна усталость… и смутное воспоминание… В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли…» Главный «треугольник» повести – Вулич – Печорин – Судьба. Тема – вера или неверие в предопределенность жизни человека. Отсюда и название – «Фаталист». Что же такое фатализм? В словаре С.И. Ожегова объясняется так: «Мистическая вера в неотвратимую судьбу». Отсюда вопрос: есть ли судьба? Что оказывает влияние на жизнь человека? Такие вопросы задавал себе наш герой, возвращаясь домой пустынными переулками. Он размышлял о предках, о своем поколении, живущем «без убеждений и гордости, без наслаждения и страха…» Каждая фраза последней исповеди Печорина, сделанной им в «Фаталисте», раскрывает еще одну грань его душевной трагедии. Он признается: «В первой молодости моей я был мечтателем… но что от этого мне осталось? Одна усталость… и смутное воспоминание… В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли…»
В повести «Фаталист» поставлен и решен вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрения фаталистов, утверждающих, что миром правит неведомая и неотвратимая сила (рок, судьба), то борьба невозможна и потому бессмысленна. Выйдя победителем из смертной схватки с преступником, Печорин усомнился в существовании предопределения ибо остался жив не по воле рока. Его спасли от неминуемой, казалось бы, гибели хладнокровный рассудок, строгий расчет и храбрость. Убийцу поймать сложно, но он остается жив, а все потому, что всегда смело идет вперед, особенно там, где не знает, что его ожидает. В повести «Фаталист» поставлен и решен вопрос о том, может ли критически мыслящий человек проявить свою волю и бороться с пороками общества, к которому сам принадлежит. Если принять точку зрения фаталистов, утверждающих, что миром правит неведомая и неотвратимая сила (рок, судьба), то борьба невозможна и потому бессмысленна. Выйдя победителем из смертной схватки с преступником, Печорин усомнился в существовании предопределения ибо остался жив не по воле рока. Его спасли от неминуемой, казалось бы, гибели хладнокровный рассудок, строгий расчет и храбрость. Убийцу поймать сложно, но он остается жив, а все потому, что всегда смело идет вперед, особенно там, где не знает, что его ожидает.
Фатализм и пари. Большие писатели требует от нас, чтобы мы их перечитывали. Можно увидеть то, чего раньше не замечали. Перелистав еще раз страницы повести «Фаталист», в частности, сцену пари Вулича и Печорина, я задумался над тем, как в произведении связаны два понятия: «фатализм» и «пари». В словаре С.И. Ожегова мы читаем: «Пари – спор с условием выполнить какое-нибудь обязательство при проигрыше». А фатализм объясняется как мистическая вера в неотвратимую судьбу. Я удивился тому, как такие разные по лексической окраске слова оказались в произведении Лермонтова совсем рядом и как талантливо развил автор события вокруг этих Большие писатели требует от нас, чтобы мы их перечитывали. Можно увидеть то, чего раньше не замечали. Перелистав еще раз страницы повести «Фаталист», в частности, сцену пари Вулича и Печорина, я задумался над тем, как в произведении связаны два понятия: «фатализм» и «пари». В словаре С.И. Ожегова мы читаем: «Пари – спор с условием выполнить какое-нибудь обязательство при проигрыше». А фатализм объясняется как мистическая вера в неотвратимую судьбу. Я удивился тому, как такие разные по лексической окраске слова оказались в произведении Лермонтова совсем рядом и как талантливо развил автор события вокруг этих понятий, делая «фатализм» и «пари» то близкими понятий, делая «фатализм» и «пари» то близкими друзьями, то кровными врагами. друзьями, то кровными врагами.
Д.А. Шмаринов г. «Пробегаю в памяти все мое прошедшее…» [Продолжите фразу].
Глава «Фаталист». К.А. Савицкий г. «Господа, я вас прошу не трогаться с места», - сказал Вулич, пристава дуло пистолета ко лбу».
Ф.Д. Константинов. Вулич г. Словесный портрет Вулича:_________________ _________________
«Фаталист» - взлёт «реалистической романтики» В повести ощутим «реализм исключительного» В повести ощутим «реализм исключительного» Писатель наделяет Вулича внешней и внутренней исключительностью, воспроизводя один из реально-жизненных романтических характеров Писатель наделяет Вулича внешней и внутренней исключительностью, воспроизводя один из реально-жизненных романтических характеров Лермонтов рассматривает проблему Лермонтов рассматривает проблему свободы и необходимости многогранно, не сводя её к теме рока «Фаталист» служит итогом «Фаталист» служит итогом нравственно-философских исканий героя, а с ним нравственно-философских исканий героя, а с ним и автора и автора
Домашнее задание Составить опорный конспект по статье В.Г. Белинского «Герой нашего времени» Составить опорный конспект по статье В.Г. Белинского «Герой нашего времени»